Информационный стиль.
Этот стиль иногда называют «официальный», «нейтральный», потому что в идеальном окружении, в чистом виде он менее всего подвержен влиянию экстралингвистических факторов.
Где он появляется в чистом виде? Прежде всего, в письменной форме информативного повествования, прочитанного вслух. Большинство таких текстов носят чисто описательный характер, и называются «описательные повествования». Письменная речь, чтение не подвержены контекстуальным изменениям, и самая обычная идеальная ситуация для этого подстиля (регистра) – это чтение таких текстов в классе. Их можно назвать обучающие информативно-описательные повествования.
Всем известно, что разговорная речь менее объективна; устная модификация таких текстов выражает большую личную заинтересованность. Они могут быть представлены в разных формах: монолог, диалог, полилог.
Ведение репортажей и вещание, особенно чтение новостей по радио очень близко по своим характеристикам к этому стилю, поскольку диктор во время чтения новостей или прогноза погоды звучит бесстрастно.
Необходимо отметить, что чтение новостей в ТВ студии отличается от чтения новостей по радио, т.к. в первом случае диктор может попытаться обратиться к своей аудитории, а, следовательно, в информации может появиться оттенок эмоциональной оценки.
Сводка новостей и текст для вещания существуют как в устной, так и в письменной форме, которые одинаково важны, поскольку написаны специально для чтения вслух. Информационный стиль включает в себя и другие сферы коммуникации: бизнес, юридические отношения, чтение исполнительных документов и др.
Степень официальности взаимоотношений участников в разных подтипах информационного стиля может сглаживать различия между ними. Поэтому назвать этот стиль формальным (официальным) было бы неверно, степень формальности может варьироваться. Поскольку границы информационного стиля до сих пор чётко не определены, его самая неофициальная реализация в виде диалога может быть отнесена к разговорному стилю; а наиболее формальная – к академическому. В нашем описании стиля мы ограничимся его двумя распространёнными подтипами: обучающая информация и вещание. Такие подтипы стиля, т.е., определённые сферы дискурса, называются регистры, термин широко используется за рубежом и часто обозначает стиль в целом. Приводимая ниже таблица 1 демонстрирует соотношение между регистрами интонационного стиля и типологией речи.
См. таб. 1.
Грубо говоря, любая модификация языка, устная или письменная, может быть представлена чтением или говорением, с подготовкой или без подготовки, официально или неофициально. А теперь давайте рассмотрим определённые области дискурса, в которых информационный интонационный стиль (ИИС) можно наблюдать относительно форм коммуникации и количества задействованных участников.
См. таб. 2.
Таб.1.
Типология речи | Модификации языка | Формы коммуникации | Степень подготовленности | Количество участников | Характер взаимоотношений между ними | ||||||
Регистры информационного стиля | чтение | говорение | монолог | диалог | полилог | Подготовленная речь | Неподготовленная речь | Речь на публику | Частная беседа | официальный | неофициальный |
Обучающая информация | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Репортирование и вещание | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | _ |
Таб.2.
Модификации языка и форм коммуникации
Области дискурса (регистры) | Письменная модификация языка (чтение) | Устная модификация языка (говорение) | ||||||||
монолог | диалог | монолог | диалог | полилог | ||||||
На публику | Частная беседа | На публику | Частная беседа | На публику | Частная беседа | На публику | Частная беседа | На публику | Частная беседа | |
Обучающая информация | Чтение в классе | Чтение для слушателя | Чтение в классе | _ | Говорение на публику | Говорение на слушателя | Говорение в классе | Просто говорение | Переговоры на круглом столе | _ |
Репортирование и вещание | Чтение новостей по радио, ТВ; чтение газет в классе | Чтение газеты для слушателя | _ | _ | Говорение на тему событий по ТВ. | Говорение на слушателя | Комментирование событий, их обсуждение | Просто обсуждение событий | Переговоры на круглом столе между комментаторами. | _ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А сейчас, когда мы более или менее определили контуры стиля, проанализируем просодические характеристики этого стиля. Как указывалось в предыдущих лекциях, необходимо проанализировать следующие параметры: высота тона (изменения направления тона, уровень тона, диапазон тона), громкость, темп (скорость высказывания и паузация). Также можно включить в этот список ритм и тембр, поскольку они характеризуются очень специфическими эмоциональными, экспрессивными и оценочными обертонами.
Выбрать отправной пункт для анализа всегда очень трудно. Лучше всего начать с анализа чисто описательного текста, примеры которого можно услышать в классах. Анализ будет проходить через поиск и выделение фонологических оппозиций: фоностилистическая организация чтения будет сопоставляться с устным вариантом этого текста (в виде монолога и диалога). Описание информационного интонационного стиля мы проведём в таком порядке:
-
Тексты, содержащие обучающую информацию.
-
Фоностилистический анализ письменных описательных повествований
-
Оппозиция устной и письменной форм речи в виде монолога.
-
Анализ фоностилистических характерных признаков диалога по теме, предложенной в монологе.
-
Оппозиция фоностилистических параметров в монологе и диалоге.
Репортирование и вещание.
-
Описание и анализ характерных просодических признаков зачитывания новостей по радио.
-
Оппозиция характеристик зачитывания новостей и зачитывания описательных повествований.
Вывод.
- Современные британские произносительные нормы.
- Географические модификации британского английского.
- Обзор изменений rp
- Изменения качества гласных.
- Изменения в стабильности артикуляции.
- 2. Изменения в горизонтальных и вертикальных движениях языка.
- 3.Комбинаторные изменения.
- 4.Изменения долготы.
- Изменение качества согласных.
- 1. Озвончение и оглушение.
- 6. Твёрдый приступ.
- 7. Палатализация конечного к.
- 8. Связующее и интрузивное r
- 9. Комбинаторные изменения.
- 10. Несистемные вариации фонем rp
- Обзор региональных акцентов. Акценты Англии
- 1.Южно-английский акцент.
- 2. Северный и мидлендский акценты.
- 1) Северные акценты.
- 2) Йоркширкские акценты.
- Валлийский английский.
- Шотландский английский.
- Северо-ирландский английский.
- Несистемные различия rp и ga.
- Австралийский вариант английского языка.
- Канадский вариант английского языка.
- Лекция 14. Фоностилистическая дифференциация речи.
- Экстралингвистическая ситуация и её компоненты.
- Связь фонетики и психолингвистики.
- Стилераличительные изменения на перцептивном уровне.
- Типология стилей произношения в современном английском языке.
- Лекция 15. Стилистическое использование интонации. Информационный стиль
- Информационный стиль.
- Информативно- описательные обучающие тексты. Письменная речь.
- Инвариант фоностилистических характеристик зачитывания информативно-описательных обучающих текстов.
- Информативно-описательный обучающий монолог.
- Инвариант фоностилистических характеристик информативно-описательного обучающего спонтанного монолога
- Информативные диалоги
- Инвариант фоностилистических характеристик информативного спонтанного диалога.
- Репортирование и вещание.
- Инвариант фоностилистических характеристик зачитывания новостей (пресс-репортаж и вещание)
- Лекция 16. Стилистическое использование интонации. Академический стиль.
- Инвариант фоностилистических признаков публицистической речи. Таб.3