logo search
Shirokova_v_voprosah_i_otvetah

9. Знания об обществе и его развитии в содержании обществоведческого образования.

Научный подход позволил представить общество — а это исход¬ное понятие курса — в самом широком смысле, как часть матери¬ального мира, неразрывно связанную с природой, включающую в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Естественно, что это многогранное понятие (общество) раскрыва¬ется постепенно, через аспекты понятия, каждый из которых об¬стоятельно рассматривается в курсе: связь общества и природы, взаимодействие социальных групп, особенности и взаимодейст¬вие различных сфер общественной жизни. Выделены также подсистемы — это, прежде всего, сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. При этом отмечено, что каждая сфера также является сложным образованием.

В целом же общественная жизнь представлена в развитии, движе¬нии, постоянном изменении. Но эти изменения не имеют хаотический харак-тер, для понимания этого вводится ряд сквозных проблем, которые проходят через весь курс: причины социальных изменений, критерии прогресса, соотно¬шение материальных и духовных факторов общественного разви¬тия. Учащимся же предлагается определить свое отношение к приведенным точкам зрения.

В связи со сказанным выше подчеркнем еще одну особенность нового содержания курса — соблюдение принципа научного плюра¬лизма. Такой подход предостерегает от одно¬значных суждений и оценок, способствует выработке личной пози¬ции. Развитие знаний об обществе в новом содержании общество¬ведческого образования представлено со времени зарождения мифологических представлений о социуме вплоть до нашего столе¬тия. Целенаправленно и кратко рассматриваются лишь те идеи, которые связаны с раз¬витием знаний об обществе, формированием общецивилизационных ценностей. Таким образом, раскрыв перед учащимися многоцветную панора¬му науки об обществе, новый курс подводит их к выводу о том, что эта наука может успешно развиваться только преодолевая односто¬ронность и крайности различных течений, опираясь на все ценное, что создано мировой общественной мыслью. Изложены различ¬ные, порой научно не устоявшиеся, зачастую противоречивые взгляды на теорию общественного развития. Озна-комление с этими взглядами в сочетании со знаниями, полученны¬ми из курсов истории, помогает учащимся вы¬рабатывать свою точку зрения.

10. Знания о человеке в содержании обществоведческого образования.

На первый план содержания выдвигаются научные знания о человеке, его индивидуальности и самоценности, правах и свобо¬дах, приоритетах его жизни и интересов. Для более четкой характеристики предъявленных знаний о человеке можно выделить несколько составляющих:

1) Знания человека о самом себе. Приводятся выводы великих мыслителей, что человек существо биосоциальное, что в отличие от животных он умеет производить орудия труда, обладает сложно организованным мозгом, мышле¬нием и речью, способен к целенаправленной творческой деятель¬ности. Вместе с тем подчеркивается, что современная наука про¬должает биться над проблемой "Что есть человек?", ибо вопросов больше, чем ответов, и никому неизвестно, можно ли разгадать тайну человека. Это провоцирует учащихся обратиться к изучению своего характера, индивидуальных особенностей и на этой основе — к самовоспитанию. Столь прямое обращение к личности учащегося, приучение его к саморефлексии. Приводится мнение, что призвание, назначение, задача каж¬дого человека — всесторонне развивать свои способности. Учащим-ся предлагается самим обдумать эти мысли.

2) Знания о взаимодействии человека с природой. Этот компонент ставит вопрос о месте человека в мире природы и влиянии на окржающую среду. Даны два значения понятия "природа", которые

употребляются в науке: более широкое — как окружающий человека

мир во всем его бесконечном многообразии и более узкое — как би-

осфера, земная оболочка, охваченная жизнью. Приводится важней-

шее положение научного знания — о единстве мира, взаимодейст¬вии всего живого на Земле. Подчеркивается мысль о том, как легко бывает нарушить связи, существующие в природе, и к каким порой необратимым последствиям это может привести. Это помогает учащимся задуматься над проблемами экологии. Приводятся печальные аргументы, которые позволяют назвать со¬временное состояние природной среды, подвергнувшейся активной хозяйственной деятельности человека, надвигающимся всеобщий экологическим кризисом. Делается обоснованный вывод: человечест¬во оказалось у роковой черты. Учащиеся знакомятся с прогнозами ученых о будущем, которое ожидает род человеческий, если люди не изменят своего от¬ношения к природе, подчеркивается мнение ученых-экологов: усло¬вием выживания стало экологически грамотное поведение каждого.

3) Знания человека о ближайшем окружении. Эта составляющая знакомит учащихся с одним из аспектов разно¬образных отношений человека к окружающему миру — с межлично¬стными отношениями, т. е. отношениями, характеризующими взаи¬мосвязи отдельных людей. Отмечается, что отношения могут быть деловыми и личными, приятельскими, товарищескими, семейными, причем для каждого вида характерны определенные чувства, особенности поведения. Раскрывается также роль общения в меж¬личностных отношениях. Рассматриваются особенности общения в малой группе, с различными ролями чело¬века, в том числе и ролью лидера. Естественно, что от малых групп разговор приводит к неисчерпаемым темам дружбы, а затем любви, психологического климата в семье.

4) Знания о человеке в широком социальном контексте. Человек, помимо ближайшего окружения, вклю¬чен также и в большие общественные группы — социальный слой (группу), класс, нацию. Человек неизбежно вступает в общественные отношения. Поскольку общество можно подразделить на четыре сферы — экономическую, социальную, по¬литическую и духовную, — постольку человек является также ос¬новным субъектом отношений в каждой из этих сфер.

11. Знания об экономической жизни общества в содержании обществоведческого образования.

На се¬годня никаких других эффективных механизмов саморегуляции, кроме товарно-денежных отношений, человечество не придумало. Они были выработаны в процессе долгой исторической эволюции и на деле по¬казали, что являются более эффективными, чем любые другие извест-ные до сих пор хозяйственные механизмы (критика плановой экономики). Сам ход истории показал, что любая страна в процессе развития неизбежно приходит к необходимости использования ме-ханизмов рыночной экономики. В современном мире товарно-де¬нежные отношения и рынок являются важнейшими условиями вхождения стран в мировые интеграционные процессы. Учащемся так же надо рассказать об основных признаках свободного рынка: нерегулируемое предложение (когда производители сами свободно решают, какие товары и в каком' количестве следует произвести); нерегулируемый спрос (когда покупатели самостоятельно опреде¬ляют, какие товары и в каком количестве купить); нерегулируемая цена, которая устанавливается под воздействием спроса и предло¬жения. При наличии именно этих признаков осуществляется ры¬ночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйствен¬ной деятельности. Охарактеризовать два объективных экономических закона рыночных отношений: закон стоимости и закон спроса и предложе¬ния. Учащиеся знакомятся с различными видами рынка, действую¬щими в рыночной экономике: рынком товаров, рынком труда, рын¬ком капитала, рынком информации. Раскрыть роль конкуренции — борьбы между товаро¬производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Но т.к. экономическая жизнь включает элементы как конку¬ренции, так и монополии, надо так же раскрыть негативную роль монополий, суть которых — экономический диктат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли.

Уделяя большое внимание рыночным отношениям, следует подчеркнуть, что рынок в наше время не является единст¬венным регулятором экономической жизни. Всей своей мощью на экономику воздействует государство, используя законодательство и экономические методы. Важнейшие рычаги госу¬дарственного регулирования:

1) правовое (направлено на упорядочение рыночных отношений; особое место здесь занимает антимонопольное законодательство, цель которого - ограничить на рынке диктат моно¬полистов); государственные заказы, закупки тех или иных товаров (прежде всего военного назначения), что позволяет увеличить спрос, т. е. расширить внутренний рынок;

2) финансово-экономическое регулиро¬вание в форме налогов путем увеличения или уменьшения ставки на¬логов с населения и предпринимателей, что способствует расширению или сокращению производства, стимуляции или ограничению спроса. За счет части налогов государство предоставляет субсидии предприни¬мателям, поощряя производство в тех или иных отраслях;

3) кредитно-денежная система: через займы государственного банка тем или иным производителям, через изменение процентных ставок, расшире¬ние или ограничение кредита государство воздействует на возможнос¬ти расширения (или снижения) производства тех или иных товаров;

5) экономи¬ческое программирование. Не являясь обязательными для частных то¬варопроизводителей, государственные программы (или планы), опира¬ющиеся на специальный экономический анализ, осуществляемый государственными органами, дают рекомендации товаропроизводите¬лям, служат основанием для принятия решений о кредитах и субсиди¬ях, других мерах стимуляции предпринимательской деятельности.

Отмечено также, что за счет государства осуществляется немало научных исследований и опытно-конструкторских разработок, что избавляет предпринимателей от лишних расходов и вместе с тем сти-мулирует производство определенных видов продукции.

Но есть и негативные стороны рынка:

1) большая дифференциация доходов, происходящая в результате скорого обо¬гащения тех или иных лиц и организаций, получивших свои дохо¬ды не от эффективной хозяйственной деятельности, а от случай¬ных обстоятельств; стремление к сиюминутной выгоде, которое мешает правильно оценить долгосрочные проекты, связанные с со¬циальным обеспечением всего населения;

2) трудности с организаци¬ей фундаментальных научных исследований;

3) цикличность развития и связанные с ней годы застоя и спада;

4) безработица;

5) рост цен;

6) спе¬куляция ценными бумагами и т. д.

Свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования — задача го¬сударственного регулирования.

Доходы отдельного человека и общества складываются из различных источников: это может быть и заработная плата, и до¬ход от капитала, и рента, и дивиденды, и суммы, полученные в на¬следство или выигранные, например в лотерею и т. д. Размеры дохо¬дов, их стабильность, надежность источников влияют на поведение человека в рыночной экономике, расходы населения на товары и ус¬луги называются потреблением.

Учащиеся подводятся к важному заключению, что современная рыночная система — это не хаос и анархия (хотя и эти черты не уст-ранены), но отработанный механизм для координации деятельнос¬ти товаропроизводителей и потребителей, который развивается вместе с обществом. С развитием цивилизации становится цивили¬зованным и рынок.