8.2. Факторы формирования своеобразия национальной культуры
Формирование национальной культуры – сложный процесс, протекающий на протяжении длительного исторического времени. Своеобразие национальной культуры складывается под влиянием многих факторов, которые зачастую противоречиво взаимодействуют между собой. Эти факторы суть следующие:
Террит ориально-географический фактор имеет в виду местоположение страны, ее соседское окружение. В истории развития национальной культуры этот фактор значим уже в силу того, что ни одна культура не живет совершенно изолированной жизнью от других культур: как результат свободного выбора или же вынужденно, под давлением культурной экспансии, она испытывает на себе влияния, иногда очень многочисленные, со стороны других культур. Эти влияния оказывают большее или меньшее воздействие на дальнейший облик национальной культуры, зачастую определяя направление развития последней.
Так, плотность поселения народов на территории Европы, обеспечившая их тесные экономические и культурные контакты между собой, наравне с историческим событием – территориальным нахождением земель народов-«варваров» в составе Великой Римской империи в качестве ее окраин, провинций – в дальнейшем составили основу культурного единства европейского мира, облик которого формировался на фундаменте античной культуры с ее юриспруденцией, искусствами, наукой, опытом организации управления государством и официальным языком этих сфер деятельности – латынью.
При этом характерно, что заимствования как проявление культурных влияний имеют место быть даже в случае самой негативной формы межкультурного взаимодействия – культурного конфликта, реализующегося в виде войны.
Климатический фактор включает не только климатические условия, но и обусловленные ими флору и фауну. В русской философии истории еще в ХIХ веке были предприняты попытки выстроить связь между природными условиями проживания людей и особенностями их национального характера и культуры. Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1876 г. писал о существовании «почти химических связей» между человеком и его родной землей. Впоследствии эту идею развил знаменитый русский историк В.О. Ключевский в I томе многотомного «Курса русской истории», издаваемого с 1904 г. Достаточно подробное изложение тезисов Ключевского о влиянии природы на формирование своеобразного облика русской культуры приведено в учебнике по основам межкультурной коммуникации Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова и А.П. Садохина [13: 285–286].
Идея о противоречивом влиянии природных условий на менталитет русских и их национальный характер перекочевала и в труды зарубежных исследователей. Так, британский ученый Ричард Льюис в своей книге «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию» [28: 316–317] показал в виде схемы зависимость неравномерных темпов работ от условий континентального климата: короткое жаркое лето и долгая зима обусловили 5 месяцев бурной активности в году и 7 месяцев вынужденного безделья, которые породили неровный ритм жизнедеятельности. Суровый климат вырабатывал нравственные основы национального характера: упорство, силу (духовную и физическую), стойкость, осторожность. Далее мы считаем нужным внести коррективу в точку зрения нашего зарубежного коллеги. Исследователь пишет о том, что суровый климат способствовал выработке пессимизма, «мрачных взглядов на жизнь», появлению «акцента на негативных сторонах жизни». Эту мысль можно обобщить в виде схемы на рисунке 5.
- С.А. Песоцкая введение в теорию межкультурной коммуникации
- Оглавление
- Предисловие
- Тема 1 Характеристика содержания учебного предмета «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
- 1.2. Понятия язык, культура, коммуникация и их взаимосвязь.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 Соизучение языка и культуры как условие эффектифной межкультурной коммуникации
- 2.1. Культура о языке
- 2.2. Язык о культуре
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 Язык и менталитет
- 3.1. Понятия менталитета
- 3.2. Отражение национального менталитета в русском языке
- 3.3. Особенности речевого этикета говорящих на русском и английском языках
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4 Социальная категоризация и стереотипизация
- 4.1. Понятие, сущность и функции стереотипов
- 4.2. Авто- и гетеростереотипы
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5 Виды коммуникации и характеристика их элементов
- 5.1. Вербальная коммуникация
- 5.2. Невербальная коммуникация
- 5.3. Паравербальная коммуникация
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6 Аккультурация как процесс освоения иноязычной культуры
- 6.1. Языковые и культурные барьеры
- 6.2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
- 6.3. Модели аккультурации. Формирование межкультурной компетенции
- 6.4. Поликультурная личность как продукт аккультурации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7 Сравнительное изучение культур через призму базовых характеристик
- 7.1. Концепция культурной грамотности э. Холла. Базовые характеристики культур, по э. Холлу
- 7.2. Концепция «ментальных программ» г. Хофстеде. Базовые характеристики культур, по г. Хофстеде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8 Национальное своеобразие культуры Вместо введения
- 8.1. Национальная культура как системное целое
- 8.2. Факторы формирования своеобразия национальной культуры
- Влияние климатических условий на ментальность, национальный характер и ритм жизни
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9 Русские в межкультурных контактах.
- 9.1. Отличия в поведении русских от представителей других культур
- 9.2. Типичные ошибки в межкультурном общении
- 9.3. Предупреждение ошибок межкультурной коммуникации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 10 Стили коммуникации и их характерные особенности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания к семинарским занятиям
- Задания к семинарскому занятию № 3 по теме «Стили коммуникации и их характерные особенности» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 4 «Отражение специфики национальной культуры в деловой коммуникации» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию-тренингу № 5 «Причины коммуникативных неудач, их типология и профилактика» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 6 «Коммуникативный конфликт и стили его разрешения» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 7 «Модели аккультурации и концепции поликультурной личности» (2 ч.)
- Рекомендуемая литература:
- Задания к семинарскому занятию 8 «Опыт портретирования культуры страны изучаемого языка» (смотр-конкурс групповых проектов, 4 ч.)
- Методические комментарии к выполнению проектной работы
- Примерный план содержания проекта
- Список литературы и источников для работы в проектных группах
- Приложение
- II. Смысловые центры в содержании учебной дисциплины «Основы межкультурной коммуникации»
- Список литературы
- Духовное содержание и статус поликультурной личности в пространстве диалога культур с. А. Песоцкая
- Цитируемая литература
- Список дополнительной рекомендуемой литературы
- Internet-источники
- Введение в теорию межкультурной коммуникации