Инвариант фоностилистических характеристик информативно-описательного обучающего спонтанного монолога
тембр | Бесстрастный, деловой, сдержанный, иногда заинтересовванный | |
делимитация | Фоноабзац – фраза – интонационная группа; многочисленные хезитационные и дыхательные паузы (заполненные и пустые) разбивают фразу на интонационные группы, нарушая их синтаксическую целостность. | |
Просодические признаки маркеры стиля | громкость | Нормальная, контрастная на границах фоноабзаца, уменьшается к концу фоноабзаца, увеличивается на семантических центрах |
Диапазон и регистры тона | Понижаются и меняются в пределах абзаца, изменения связываю несколько последовательностей единиц в более крупную | |
скорость | Меняется, замедляется на семантических центрах | |
паузы | Различны, долгота зависит от синтаксической и семантической значимости сегмента, максимально долгие паузы на границах фоноабзаца. | |
ритм | Несистематический, субъективно-изохронный, централизованное фразовое ударение, ритмичность в фоноабзаце достигается за счёт альтернации всех просодических средств | |
Акцентуация семантических средств | Терминальные тоны | Общее использование конечных категорических падений на семантических центрах, падения в середине тоногруппы, средний ровный и низкий восходящий тоны в срединных тоногруппах, выразительность за счёт высоких резких (для мужского голоса) падений. |
Предъядерная шкала | Разнообразны, общее использование ровных шкал с единственным ударным слогом; нисходящие прерванные шкалы | |
Контраст между выделенными и невыделенными сегментами | Большой, достигается за счёт централизованного фразового ударения, увеличения громкости, повышения регистра и диапазона голоса на семантических центрах, высоких категоричных падений; эмфатическое ударение на центрах и сочетание прочих просодических параметров. |
Наша задача состоит в теперь сопоставлении инвариантных характеристик 2 модификаций языка в пределах данного регистра (стиля) – обучающий описательный монолог. Попробуем обобщить результаты.
-
Написанные (прочитанные вслух) и рассказанные тексты, принадлежащие одному интонационному стилю, имеют разное просодическое выражение.
-
В устной речи средства просодического выражения более живые, выразительные и разнообразные, особенно, что касается тембра голоса, громкости, темпа, долготы пауз и ритма.
-
Говорящий часто преднамеренно использует некоторые хезитационные явления (хезитационные паузы и прочие средства выиграть время), которые помогаю т ему достичь равновесия между формальностью и неформальностью и установить контакт с аудиторией.
-
Говорящий применяет различные хезитационные явления непреднамеренно, что позволяет ему выиграть время для поиска подходящей мысли или выражения, не прерывая поток речи.
-
Речь характеризуется большим количеством интонационных групп, сверхфразовых единств или фоноабзацев. В спонтанной речи интонационная группа не всегда совпадает с синтагмой. Паузы в конце фразы не обязательны.
-
Зачитывание характеризуется децентрализованным фразовым ударением, а говорение – централизованным.
-
Спонтанная речь больше насыщена контрастами, коммуникативные центры выделяются более ярко, выразительность достигается за счёт большего диапазона конечных тонов, большей громкости и выделенности ударных сегментов.
-
Зачитывание ритмично, ритм устной речи непредсказуем, изменчив и бессистемен.
- Современные британские произносительные нормы.
- Географические модификации британского английского.
- Обзор изменений rp
- Изменения качества гласных.
- Изменения в стабильности артикуляции.
- 2. Изменения в горизонтальных и вертикальных движениях языка.
- 3.Комбинаторные изменения.
- 4.Изменения долготы.
- Изменение качества согласных.
- 1. Озвончение и оглушение.
- 6. Твёрдый приступ.
- 7. Палатализация конечного к.
- 8. Связующее и интрузивное r
- 9. Комбинаторные изменения.
- 10. Несистемные вариации фонем rp
- Обзор региональных акцентов. Акценты Англии
- 1.Южно-английский акцент.
- 2. Северный и мидлендский акценты.
- 1) Северные акценты.
- 2) Йоркширкские акценты.
- Валлийский английский.
- Шотландский английский.
- Северо-ирландский английский.
- Несистемные различия rp и ga.
- Австралийский вариант английского языка.
- Канадский вариант английского языка.
- Лекция 14. Фоностилистическая дифференциация речи.
- Экстралингвистическая ситуация и её компоненты.
- Связь фонетики и психолингвистики.
- Стилераличительные изменения на перцептивном уровне.
- Типология стилей произношения в современном английском языке.
- Лекция 15. Стилистическое использование интонации. Информационный стиль
- Информационный стиль.
- Информативно- описательные обучающие тексты. Письменная речь.
- Инвариант фоностилистических характеристик зачитывания информативно-описательных обучающих текстов.
- Информативно-описательный обучающий монолог.
- Инвариант фоностилистических характеристик информативно-описательного обучающего спонтанного монолога
- Информативные диалоги
- Инвариант фоностилистических характеристик информативного спонтанного диалога.
- Репортирование и вещание.
- Инвариант фоностилистических характеристик зачитывания новостей (пресс-репортаж и вещание)
- Лекция 16. Стилистическое использование интонации. Академический стиль.
- Инвариант фоностилистических признаков публицистической речи. Таб.3