Психолого-педагогические основы ораторского искусства
В последнее время привлекают пристальное внимание и исследователей, и практиков. На первый взгляд, особой новизны здесь нет: еще в трудах теоретиков античности указывалось на необходимость учета аудитории, установления с нею контакта, управления вниманием слушателей. Но в более поздние периоды эта проблема почти ушла из поля зрения, ее нередко игнорировали, выдвигая на первый план только вопросы правильности речи или логики изложения. Однако нельзя не заметить, что любая сторона выступления - будь то аргументация, или культура речи, или композиция, или контакт оратора с аудиторией - не может быть до конца понята, а значит, и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Интерес к психологии с точки зрения ее применения в риторике усилился в 60-е годы нашего века. В литературе этого периода отмечалось, что всякая агитационно-пропагандистская работа, всякая дискуссия, всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воздействия слова на настроения, чувства, поступки людей.
При этом важно подчеркнуть, что риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторской деятельности.
Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.
Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями как по общей, так и по социальной психологии, а также уметь на практике их использовать. Другими словами, психологическая культура оратора - это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умения применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.
Главная цель оратора - передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете, на выступление. Таким образом, ораторская речь - это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а теперь просто "озвучивается", а постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления и многие другие факторы. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнять поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории.
Прежде всего, он должен четко представлять, какими средствами воздействия на аудиторию располагает. Одно из важных преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных - от лат. verbum - слово), и связанных с речью непосредственно (голос, интонация), и невербальных (жест, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять и на разум, и на чувства слушателей.
Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи, ошеломить их, - в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого - приковать внимание, пробудить интерес.
Понятие внимания - ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Частота колебаний, устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей.
По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание - это дверь в сознание человека, и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы.
Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:
- интригующее начало;
- прерывистое ("пунктирное") развертывание тезиса;
- вопросно-ответный ход рассуждения;
- контрастное сопоставление аргументов;
- экспрессивное заключение.
Речевые средства:
- использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;
- использование разностилевой, экспрессивной лексики;
- художественность изложения (тропы и фигуры речи): драматизация речи;
- интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.
Методические средства:
- рассмотрение проблемных ситуаций;
- выделение основных моментов речи:
- полемический характер изложения;
- зрительный контакт с аудиторией;
- использование наглядности, технических средств;
- использование обращений к аудитории для возобновления внимания.
Следует особо остановиться на технике аргументации и композиции речи. Известно, что аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и такими же сильными заканчивать. Здесь действует так называемое "правило рамки" (или "закон края"). Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, просто разговор) должна быть заключена в рамку. Этой рамкой могут быть сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, яркие, запоминающиеся начало и конец выступления. Суть правила - в особом психологическом законе работы памяти, сформулированном в XIX в. ученым Г.Эббингаузом: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в памяти человека лучше, чем середина.
Так, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении речи - итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи. Соблюдение этого же правила помогает выбрать наиболее эффективный способ построения короткой агитационной речи: постановка проблемы в начале речи (нередко в форме риторического вопроса) и сжатый вывод из всего сказанного в конце, содержащий ответ на поставленный вопрос.
Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальные - раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию.
Речевые ошибки дают и еще один отрицательный психологический эффект. Они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Иногда слушатели вообще перестают вникать в содержание и только следят за тем, как произносится речь. Это приводит к уменьшению, а иногда и полному исчезновению предполагаемого эффекта.
Важная сторона психологической грамотности оратора - учет особенностей аудитории.
Аристотель в "Риторике" писал: "Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего".
Оратору приходится обращаться к "образу" аудитории неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.
Аудитория - это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. Этих людей объединяют общие условия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). Аудитория - это не просто "сумма личностей", ее составляющих. В группе человек ведет себя по-иному, по-иному чувствует, и процессы восприятия, запоминания, мышления протекают иначе, чем если бы оратор воздействовал на каждого слушателя по отдельности. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Это хорошо видно, например, в реакциях аудитории массового митинга, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают большинство слушателей и выражаются довольно бурно.
Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на различные группы. Прежде всего, слушатели неоднородны по тем причинам (мотивам), что привели их на митинг, лекцию или собрание. Конечно, лучше всего, когда люди идут что-то узнать, обсудить, интересуясь темой разговора и разбираясь в ней.
Но слушатели с интеллектуально-познавательными мотивами -это еще не вся аудитория. Всегда есть те, кто пришел, подчиняясь приказу, порядку, долгу; есть и те, кого больше интересует сам оратор (о чем бы он ни говорил) или ситуация общения ("побыть на людях"). Цель оратора - захватить, увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы второй и третьей группы в интеллектуально-познавательные.
От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала, а также то, сколько слушателей, первоначально отнесенных к поверхностному или соглашательскому типу, в конце выступления перейдут в группу конструктивных.
Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять себе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими неизбежными потерями информации приходится считаться, а также помнить, что, по выражению Г.В.Гете, "каждый слышит лишь то, что он понимает", и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, обеспечивать ее понимание.
С психологической культурой оратора неразрывно связана этическая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону речевого мастерства называют еще коммуникативной культурой или культурой общения.
Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора - от начального момента подготовки к выступлению и до самокритичного анализа состоявшейся речи. Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории: прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора как человека, вызывающего доверие, уважение. Недаром еще Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успеха.
Этика оратора - это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.
Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики - такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости.
Такт особенно важен в академическом и деловом красноречии, где неопытный оратор может легко впасть в назидательный, поучающий тон или без необходимости прибегнуть к жестким, авторитарным формулировкам.
Этически значимой является и форма произнесения речи. Говорить намного труднее, чем читать по тексту, но именно живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению контакта и атмосферы доверия, обеспечивает эффективность выступления.
Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет, включающий в себя совокупность приветствий, обращений, пространственные отношения между говорящим и слушающими, систему жестов и мимических движений оратора.
Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей. Но начальная фраза речи несет и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют так называемые "самоубийственные" начала выступления, затрудняющие контакт с собеседниками. Это выражения типа: " Я не знаю, как начать", "Я, правда, специально не готовился", "Вряд ли вам понравится то, что я скажу", а также фразы: "Вам, конечно, пока неизвестно", "Вы, наверное, еще не знаете, не читали, не слышали"... Нежелательны и злоупотребления местоимением "я" и бесконечные ссылки на собственный опыт. В.Писарек называет это "дать волю самовлюбленности" и считает это "грехом столь же тяжким, как и грех оскорбления слушателей ". Другой автор, И.Томан, рекомендует произносить слово "вы" погромче, а слово "я" - потише.
Этикет проявляется и в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией. (Этот аспект изучается специальной наукой проксемикой). Если не вдаваться в некоторые особенности, обусловленные национально-культурными различиями разных народов, то необходимо руководствоваться такими общими правилами:
- расстояние между говорящим и слушающими определяется родом и жанром речи; наибольшая дистанция - 3-4 м - в ситуации официальной речи (собрание, совещание и т.п.);
- превышение обычной дистанции затрудняет контакт и говорит нередко о неуверенности оратора, об отсутствии духовной общности, о высокомерии. Все эти причины отрицательно влияют на успех речи;
- уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется слушателями как попытка навязать им чуждое мнение, как стремление подавить их волю; в большинстве случаев физический контакт (прикосновение) нежелателен.
Другая, связанная с риторикой наука - кинемика - изучает роль жестикуляции и мимики как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Роль жестов велика и в обиходной речи. Но в ситуации "оратор - аудитория" жест становится одним из средств передачи информации, он призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей.
Жесты тесно связаны с национальной культурой, имеют социальные ограничения в использовании и, наконец, жесты и мимика строго индивидуальны. Общее правило здесь таково: жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему и надлежащим образом подчеркивать некоторые ее элементы.
Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты - они выдают неискренность, нарочитость речи. Но не менее опасны и монотонные, однообразные жесты, усыпляющие слушателей и лишающие речь выразительности.
Оратор не должен специально "придумывать" жесты, но контролировать их он обязан. "Исполнение, - говорил Цицерон, - требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса".
Психологические и этические аспекты риторики, так же как и другие стороны ораторского искусства, как в фокусе, сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Мы уже отмечали, что он одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему. Какими же качествами должен обладать хороший оратор?
Само собой разумеется, на первое место мы ставим компетентность, эрудицию, высокую общую культуру, - здесь комментарии не нужны. Затем следует отметить убежденность оратора, которая предполагает, что он говорит лишь то, во что верит и чему сам следует. У одного из поэтов древнего Востока читаем:
Чтоб собесебник ношу мысль постиг,
Нужней нам сердце, нежели язык.
Как сможешь в чем-то убедить другого,
Когда ты сам в свое не веришь слово?
Кроме упомянутых качеств, оратор должен обладать также комплексом специфических психологических свойств, необходимых для успешного выполнения своей социальной роли. Это такие качества ума, как гибкость, критичность, самокритичность; волевые качества - настойчивость, решительность, самообладание; эмоциональные качества - устойчивость, импульсивность, жизнерадостность; коммуни- кативные качества - доброжелательность, общительность, скромность, такт; деловые качества - организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность.
Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействий с нею и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом дают нам многообразие индивидуальных стилей, определяют успех любого выступления.
"Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой - вкрадчивою грациею изложения; третий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения и т.д. Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты", - говорил В.Г. Белинский.
- Академия права и управления минюста россии
- Предисловие
- Языковая норма ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- Язык и речь Формы существования языка
- Функциональные стили современного русского языка
- Разговорно-обиходный стиль
- Характеристика понятия «культура речи»
- Компоненты культуры речи
- Нормативный аспект культуры речи
- Коммуникативные качества речи Точность речи
- Понятность речи
- Чистота речи
- Богатство и разнообразие речи
- Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)
- Состав реквизитов документов
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Утверждено
- Исполнительный директор Личная н.А.Федоров
- Генеральный директор Личная м.А.Медведев
- Председатель комиссии Личная подпись н.В.Куликов Члены комиссии : Личная подпись к.М.Артемьева
- Назначение и состав распорядительной, справочно - информационной документации
- Составление и оформление распорядительных документов
- 1. Постановление и решение
- 2. Приказ
- Научно - производственное объединение «Агроприбор» приказ
- З. Распоряжение
- Образец распоряжения московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» распоряжение
- 4. Указание
- Составление и оформление справочно-информационных документов
- 2.Справка
- З. Докладная записка
- 4. Объяснительная записка
- 5. 3Аявление
- 6. Доверенность
- Образец личной доверенности
- Понятие об ораторском искусстве
- Психолого-педагогические основы ораторского искусства
- Основные черты языка юридических текстов
- Процессуальные документы как разновидность юридических текстов
- Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Контрольные вопросы и задания
- 390036, Г. Рязань, ул. Сенная, 1