logo search
Shirokova_v_voprosah_i_otvetah

18. Подготовка учителя к преподаванию учебной темы.

На этом этапе под¬готовки учитель закладывает фундамент для реализации содержания, когда оно непосредственно включается в процесс обучения, становится результатом совместной деятельно¬сти преподавания и учения. Первым шагом такой подготовки яв¬ляется осмысление места темы в учебном процессе. Перечитывая учебную программу (непременно включая и объяснительную за¬писку), соответствующую главу учебника, учитель лучше уяснит место темы в общей системе обществоведческого предмета, в кур¬се, преподаваемом в данном классе, методику формирования ос¬новных понятий, возможность и необходимость ретроспективных и перспективных связей внутрипредметного и межпредметного содержания. Уже на первом этапе подготовки к теме полез¬но определить оптимальные для нее способы применения знаний, творческой деятельности, выработки ценностных ориентации. Важным условием эффективной подготовки занятий и их про¬ведения является тематическое планирование.

Часть учебного времени на тот или иной курс, определяется в зависимости от условий, в которых работает данная школа, может включать кроме базового компо¬нента региональный и школьный; в программах количество часов на тему иногда не указывается - оно определяется школой, учи¬телем; содержание избранного для данного класса учебника не может не влиять на планирование, более того: учитель вправе ме¬нять последовательность изучения, восполнять некоторые пробелы програмы и учебника, изучать не весь текст учебника, а лишь часть его, выбранную по разумению учителя (хотя педагоги¬чески это, как правило, нецелесообразно, ибо реальна угроза утра¬ты предметной целостности, частичного невыполнения требова¬ний образовательного стандарта).

Исходными для планирования являются:

1) Цели обучения, которые должны быть реализованы в ре¬зультате освоения темы как целостной и относительно закончен¬ной части курса.

2) Возможности учащихся, учебное время, определенное на курс. Например, занятия по пособию "Человек и общество" могут начи¬наться либо в первом, либо во втором полугодии 10 класса. Возможен и вариант изучения части курса 11 класса в сочетании с историей.

3) Учебная программа, определяющая основное содержание кур¬са, последовательность его раскрытия. Заметим, что последова¬тельность изложения в программе может не совпадать с учебником. Какую последовательность принять за основу при планировании, выбирает учитель. Нередко учитель сам определяет последователь¬ность изложения, учитывая, конечно, содержание и программы, и учебника.

4) Учебник (структура, содержание), по которому ведется пре-подавание. Естественно, что, например, в 11 классе планирование, ориентированное на пособие под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, будет существенно отличаться от планирова¬ния занятий по книге под редакцией В.И. Купцова.

5) Относящиеся к данной теме требования действующего об-разовательного стандарта. Так, если изложение в учебнике (что нередко бывает) не отвечает в полной мере необходимости реа¬лизации отдельных требований стандарта (или программы), то в тематическом планировании учитывается необходимость выде¬ления специального времени на компенсацию пробелов, уточне¬ние отдельных положений.

6) Замысел педагога, направленный на освоение учащимися в процессе изучения темы компонентов содержания образования, эффективную организацию самостоятельной познавательной де¬ятельности учащихся, оптимизацию учебной нагрузки, в том чис¬ле домашних заданий.

7) Стремление педагога к оптимальному (исходя из содержа¬ния темы, отведенного на ее изучение учебного времени, возмож¬ностей и интересов учащихся данного класса) определению типо¬логии уроков. Например, педагогическая необходимость вводной к ряду уроков школьной лекции, специальных уроков для работы над документальным источником (Конституция или ее отдельные главы, Всеобщая декларация прав человека и т.п.), ролевой игры, обобщения изученного материала.

8) Возможность, необходимость реализации межпредметных и межкурсовых связей как средства углубления знаний и получения новых.

9) Ознакомление с массовым опытом преподавания, анализ личного опыта.

Педагогиче¬ский замысел изучения темы:

— способствовать выработке эмоционально-ценностной ориен¬тации учащихся на знание и осмысление;

— дать учащимся возможность получить на доступном им уров¬не теоретические знания о сущности понятий;

— развивать умение определять понятийные взаимосвязи (лич¬ность, гражданин, право, государство; три принципа правового го¬сударства), работы с документом (Конституции Российской Фе¬дерации);

— обеспечить творческую деятельность путем выполнения со-ответствующих заданий, анализа высказываний мыслителей, вы¬явления на базе ознакомления, самостоятельной работы документами.

Таким образом, реализация педагогического замысла должна способствовать эффективному вкладу темы в решение одной из важнейших целей обществоведческого образования — формиро¬ванию гражданской личности, сочетающей в себе развитую нрав¬ственную, правовую и политическую культуру.

Желательно перед ее изучением выяснить интересы учащихся, с ней связанные. В этих целях на предпоследнем уроке по преды¬дущей теме можно назвать учащимся предстоящую тему и по¬просить на следующем уроке высказать свои запросы (например: какие вопросы, связанные с правом, законами вас интересуют и почему?). На удовлетворение этих запросов учитель обращает внимание при подготовке к теме. Надо, опираться, в частности, на предыдущей опыт, учитывая современные явления, продумать, какие у школьников могут возникнуть вопросы в хо-де изучения темы и заранее подготовить на них ответы.