logo search
Диплом!!!!!!!!

§ 4. Стилистическое использование синонимов

Синонимия считается центральной проблемой стилистики. Наиболее значима и широко употребительна лексическая синонимия.

Следует отметить, что в определении синонимов нет единого мнения. Однако, на наш взгляд, определение синонимов, наиболее удачное и в большей степени отвечающее основным направлениям лексико-стилистической работы в школе, принадлежит Н.М.Шанскому.

Не противореча традиционному определению о том, что синонимы - это слова, обозначающие одно и то же явление действительности, что они называют одно и то же понятие, Н.М.Шанский указывает на различный характер называния. "Поэтому синонимы (обозначая одно и то же), как правило, не являются словами, абсолютно идентичными друг другу как в отношении семантики, так и в отношении своих эмоционально-стилистических свойств. Они почти всегда отличаются друг от друга или 1) некоторыми оттенками в характерной для них семантике, т.е. лексическом значении, или 2) своей эмоционально-экспрессивной окраской, или 3) стилистической принадлежностью к определенному жанру речи, или 4) своей употребляемостью, или 5) способностью вступать в соединение с другими словами" [193, 52].

Для методики преподавания важным является и вопрос о классификации синонимов, так как систематизация подсказывает пути изучения синонимов. Здесь тоже нет единства. Исходя из понимания синонимов как слов, близких по значению, традиционно выделяются следующие группы: 1) идеографические синонимы (смысловые), отличающиеся оттенком значения, но совпадающие по основному смысловому содержанию. Например: тревожить - беспокоить: оба слова имеют общее значение "нарушать покой", но они имеют градацию: тревожить заключает в себе большую степень качества, чем беспокоить; шагать - брести: эти слова при общем значении "ходить" вызывают в воображении разные образы: шагать - "при ходьбе энергично переставлять ноги», брести - "еле передвигать, чуть ли не волоча по земле отяжелевшие ноги".

Глаголы работать и трудиться, имеющие общее значение "заниматься каким-либо делом, выполнять ту или иную работу", могут выражать разные смысловые оттенки: глагол работать указывает на участие в трудовом процессе, выполнение какой-либо конкретной работы в соответствии с должностью, профессией (работает в качестве учителя, работает на заводе слесарем); глагол трудиться имеет более отвлеченное значение, указывает на участие в трудовом процессе, на добросовестность, с которой осуществляется какая-либо работа. Различие между этими глаголами влияет и на их сочетаемость с другими словами: работать дома, на заводе (в нейтральных стилях речи), трудиться для своих сограждан (в книжном стиле).

Вторую группу составляют стилистические синонимы, которые отличаются стилистической окраской. Например, глаголы спать - почивать- дрыхнуть, имея общее значение "находиться в состоянии сна", различаются стилистически: спать (нейтральный вариант) - почивать (книжный стиль) - дрыхнуть (разговорный стиль). Особо выделяются слова, значение которых совпадает (спорить - дискутировать, пробовать - апробировать), их обычно называют дублетами, или абсолютными синонимами. В практическом использовании синонимы различаются чаще и оттенком значения, и по стилю, они выступают как семантико-стилистические синонимы в речи.

Кроме общеязыковых, узуальных синонимов, выделяются так называемые контекстуально-речевые синонимы, появление которых обусловлено индивидуальным замыслом пишущего или говорящего, особенностями его языка, стиля и т.п. Отличительными признаками таких синонимов являются четко выраженная контекстуальная обусловленность и закрепленность, единичный (как правило, индивидуальный) характер семантики, невоспроизводимость, т.е. явная ограниченность употребления, отсутствие в словарях и трудность перевода на другой язык. Например: Офицер прищурил глаза и воткнул их на секунду в рябое, неподвижное лицо (М.Горький). В данном предложении контекстуально-речевым синонимом является глагол воткнул (глаза) к общеязыковым вонзить, впиться.

Синонимы в речи выполняют следующие функции:

а) уточнения, дополнения (Он словно потерялся немного, словно сробел (И.Тургенев);

б) сопоставления обозначаемых ими понятий (Врача пригласить, а фельдшера позвать (А.Чехов);

в) замещения, когда необходимо избегать повторения слов.

г) перечисления и градации, которые продиктованы намерением автора подчеркнуть, развернуто выразить свое представление ( Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом (М.Булгаков).

Смешение стилистических синонимов, неудачный их выбор часто становятся причинами стилистических ошибок. Это происходит тогда, когда говорящий или пишущий затрудняется дать точное определение тому или иному понятию. Например, "Этот вид спорта культивируется (вместо развивается) в нашем городе". Иногда неправильное употребление лексики одного стиля вместо другого приводит к ошибкам следующего характера: "Туркины проживают в губернском городе С." В этом предложении вместо глагола жить употреблен глагол проживать, принадлежащий к официально-деловому стилю. Неуместное повторение синонимов порождает плеоназм ("Отец сына облобызал и поцеловал").

Все перечисленные ошибки часто встречаются в начальной школе. Наш опыт показывает, насколько важно внимание к синонимическим возможностям языка, к выяснению его стилистических особенностей. Это позволяет учить употреблению синонимов в речи, исходя из смысла высказывания. К сожалению, довольно часто синонимия в национальной аудитории является лишь средством раскрытия значения слова.