§ 3. Разряды междометий по значению.
1. Эмоциональныемеждометия:э!, о!, ах!, ба! ,ох!, .э-х/; и!, ой/, увы!, ура!, фу!, ух!, ай да!, а!, ну!, ай!, у!, тьфу!, батюшки!, господи!, ого!, эге!, фи!, боже мой/, браво!, бис!, вот так так и др. Междометия этого разряда выражают все разнообразие положительных и отрицательных эмоций (даже равнодушие и безразличие!), которые возникают как реакция человека на действительность, на поведение других лиц, состояние окружающей среды, природы, конкретных предметов. Они не только передают душевное состояние говорящего, но и служат эмоциональнойо ц е н к о йтого, что вызывает реакцию. Многие междометия выражают сложные эмоционально-интеллектуальные состояния человека: раздумье, догадку, сомнение, упрек, сожаление, жалобу, похвалу, поощрение и др. Примеры: -Ого!- вскричал генерал, смотря на образчик каллиграфии, представленнй князем,- да ведь это пропись! (Достоевский).-Ох, матушка, - охнула тетушка, когда в столовую вдруг вбежала Анна Акимовна... - Испугала до смерти (Чехов).-Уф!- облегченно и радостно вздохнул он (Станюкович
2. Побудительные(императивные, повелительные) междометия:вон! цыц!, чу!, тсс!, эй!, алло!, ау!, о-го-го!, цып-цып!, киш!, брысь!, но-о!, ну!, марш!, пли! , стоп! , апорт!, тубо! кусь!, обе! и др. Они выражают различные типы и оттенки повеления и делятся на несколько групп.
1. Междометия с общим значением повеления, побуждения(они могут иметь или широкую, или узкую семантику):цыц!, шш!, ну!, айда!, стоп! и др.: -Ну, говори скорей, Что ты слыхал про свободу? (Некрасов).Цыц! не смей этим шутить (Лесков).-Тсс... господа, - говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам, не будите его! (Григорович).
2. Междометия, служащие сигналом к вниманию, выражающие призыв откликнуться:ау!, эй!, чу!, алло!, караул!, о-го-го! и др. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) Чу! – дальний выстрел! Прожужжала шальная пуля (Лермонтов). Ау! Жена… где ты? (Чехов).
3. Междометия, при помощи которых отгоняют или призывают кого-либо: а)вон!, прочь!, брысь!, марш! и др.: -Вон! – взорвался старик громовым криком…(Ажаев).Ребята, Ваня, Шура, Костя,марш за форелью (Н. Успенский).- Как фыркнет он (кот)! Я: брысь!.. (Пушкин);б) -Кuс, кис, - позвал я,-иди сюда, Рыжко (В. Белов). Уног ее толпились куры, индейки, утки, голуби... - Цыn, цыn, ти, ти, ти! Гуль! Гуль! Гуль! - ласковым голосом приглашала девушка птиц кзавтраку (Гончаров). Сочетаясь с различными обстоятельствами, обозначающими направление движения, оба этих значения может выражать междометиеайда (кроме общего значения повеления). Ср.:айда сюда иайда отсюда.
Вне двух семантических типов междометий остаются различные формы вежливости, слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность и др.: здравствуй(те)!, прощай(me)!, извиняюсь!, спасибо!, благодарю!, мерси! и т. п. Однако отнесение их к междометиям не является общепринятым.
Нередко в состав междометий включают еще слова типа каюк!, каnут!, конец! (ему), баста!, довольно! и т. п. Их целесообразно рассматривать как безлично-предикативные слова, т. е. включать в категорию состояния.
Не относятся к междометиям и так называемые глагольные междометия («ультрамгновенные глаголы»): бац!, хлоп!, бух!, трах!, цаn!, шасть! и т. п. Это осо6ые глагольные формы.
О грамматических свойствах междометий. Существует мнение, что междометия находятся вне грамматики. Между тем дело обстоит не совсем так. Они, безусловно, входят в грамматическую структуру языка, употребляются в соответствии с определенными законами и правилами сочетаемости/несочетаемости языковых единиц. Отсюда ограниченная возможность вставки тех или иных междометий в конкретный контекст. Так, ограничены (или вовсе отсутствуют) возможности перемещения междометий в высказываниях:Ба, птичник! Явился, пропащий (Горький).-Ох! гадко и теперь вспомнить (Л. Толстой).У!как свежо и хорошо (Гоголь).А, вот оно что!
Междометия меняют интонационный рисунок фразы. Они интонационно связаны с другими словами в структуре сложного синтаксического целого. Как известно, интонация - это грамматическое средство связи языковых единиц.
Междометия имеют свое лексическое окружение, которое своеобразно может оформляться грамматически (в соответствии с требованиями междометия). Их часто сопровождают слова, называющие чувства, подчеркивающие их значение, слова, на семантику которых опирается значение междометия. Ср.: Я хотел было ее nоцеловаmь... Она вскрикнула: «Ай,не он! не он!» -и упала без nамяmи (Пушкин).- А неблагодарность... ай! какой гнусный nорок (Тургенев).Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона (Крылов). В значительной степени благодаря разнообразным контекстуальным средствам (лексическим, грамматическим) междометиеай! реализует здесь три разных значения: 1) испуг; 2) упрек, порицание; 3) восхищение.
Грамматическая ущербность их заключается в том, что они лишены форм словоизменения и не располагают системой грамматических форм. «В сравнительно редких случаях они сочетаются с другими частями речи в синтаксическое единство» 2. Однако эти случаи не так уж редки. Об этом свидетельствуют следующие факты:
1) способность определенной части междометий вступать в синтаксические связи с другими словами: Мы могли бы получить ой какие увечья (Д. Бедный).Тьфу, тебе (Горький).- Ай да Надежда Ивановна! Ура Надежде Ивановне! Господа! давайте покачаемте Надежду Ивановну на руках (Салтыков-Щедрин).Прочь свары, зависть, злость (Пушкин).В каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка! (Гоголь).Ох ты какой!; О да!; Онет!, Ату его!; Ну тебя!; Шиш тебе!; Айда рыбачить!; Прочь от меня!, Брысь отсюда!; Шш там!; Долой войну!;
2) способность междометий субстантивироваться, употребляться в функции членов предложения: - Что ты... -не сдавалась старуха. -Молодость-то... ау! (сказ.).Он и сам понимал, что молодость - ау (Караваева).Вот раздалося ау (подл.)вдалеке (Некрасов).Ты всего только - тьфу! (сказ.) (Достоевский).Скучно так, что ой-ой-ой (сказ.) (Рылеев).
Эти свойства особенно характерны для побудительных междометий.
Междометия легко сочетаются с частицами: Ну же, Таня, говори (Горький).Ай да молодец! Частица может употребляться между повторяющимися компонентами междометия:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена! (Крылов). Ср. также:ну!, ну-те!, ну-те-ка!, ну-ка, брысьте; айдате.
Наконец, междометия по различным каналам связаны с другими частями речи: именами существительными, глаголами, модальными словами, частицами. Так, из имен существительных в междометия перешли господи!, батюшки!, ужас!, глупости!, беда!, горе!, дудки! и др. В побудительные междометия перешли отдельные глагольные формы (формы повелительного наклонения):вали!, брось!, бросьте! (в значениидовольно). В функции междометий выступают целые словосочетания:какие страсти! черт возьми! подумать только!, вот так клюква!, ну и ну!, вот тебе раз!, еще бы!, тo-mо!, вот тебе на! и др. И наоборот, отдельные междометные сочетания переходят в частицы, например:ой ли? (выражает сомнение).
При переходе в междометия грамматические формы изменяемых слов утрачивают свое категориальное значение и грамматические признаки. Например, междометие вали! уже не обозначает процесса в том смысле, в каком употребляется глаголвалить, не входит в систему форм этого глагола; словобатюшки! не обозначает лица, не склоняется.
Образование новых междометийвследствие перехода слов других частей речи или лексикализации их грамматических форм - основной источник пополнения состава междометий и в современном русском языке.
Вторым важным источником пополнения междометий является синтаксис. С ним связано образование составных междометий или устойчивых сочетаний с междометным значением.
Многие междометия в русский язык перешли из других языков. Из тюркских языков заимствованы караул!, айда! Из западноевропейских языков пришлимарш!, ба!, ату!, фи!, тубо!, пиль!, апорт!, фу!, фуй!, фюить!, стоп! и многие другие.
Междометия и сами играют заметную роль в обогащении других частей речи. Так, междометия принимают участие в образовании глаголов суффиксальным путем: охать: (ср. производные от него:оханье, заохать, наохаться, разохаться и др.),ахать: (ср.:ахнуть, аханье, заахать, взахаться, разахаться и др.),аукать(ся), нукать, айкать, ойкать и др.
Строение междометий.По своему строению междометия делятся напервообразные (первичные) ипроизводные, среди которых выделяютсяс о с т а в н ы е.
П е р в о о б раз н ы емеждометия состоят: 1) из одного гласного звука:а, о, у, а, и; из гласного и йота (й):ай, ой, уй, эй; 3) из гласного и согласного звука:ах!, ох!, ух!, ах!, их!, уф!; 4)согласного и гласного звука:ну!, ба!, хе!, фу!, фи!; 5) гласного, согласного и гласного:аге!, ого!, увы! и др.
Слова первых четырех групп легко удваиваются и утраиваются, в результате чего образуются обычно (но не всегда) новые междометия с другими значениями. Ср: а! иа-а-а!; ай! иай-ай-ай! Междометиеай! выражает: 1) боль, испуг, страх и т. п.; 2) упрек, порицание, сожаление и т. п. Междометиеай-ай-ай! имеет другое значение: выражает неодобрение, упрек: -Ай, ай, ай! сmыдись, - сказал Петр Иванович (Гончаров). Такие междометия следует считатьпроизводными. Ср. также:а! иа-а! Простое междометие выражает недоумение, изумление, недоверие и т. п. чувства (Э,да это ты!), а также решимость, возражение на чужую речь (Э,нет, яне согласен!).
Производными являются также междометия, соотносительные со словами других частей речи. Ср.: батюшки! ибатюшки (им. п. мн. ч. существительногобатюшка), горе! игоре, помилуй! ипомилуй (повелительная форма глаголапомиловать) и т. п.
К составнымотносятся различные сочетания:скажи на милость!, вот те раз!, вот еще!, была не была!, к черту!, вот так клюква!, вот так штука!, вот беда!, вот тебе раз!, наша взяла! и др.
- Раздел «морфология» (II часть)
- § 2. Характеристика глагола как части речи.
- Морфологические категории
- § 3. Понятие о глагольной парадигме.
- § 4. Инфинитив: его морфологические категории, формальные показатели, синтаксические функции.
- § 5. Две основы глагола.
- § 6. Спряжение глаголов
- Тема №2. Категория вида
- § 3. Многочленные видовые корреляции.
- § 4. Вопрос о чистовидовых приставках.
- § 5. Одновидовые глаголы.
- Тема №3. Категория залога
- § 2. Понятие о категории залога и залоговой оппозиции.
- 1. Глагол возвратный?
- § 3. Связь категории залога и категории вида.
- § 4. Действительные и страдательные обороты.
- § 5. Возвратные глаголы и их отношение к категории залога.
- Тема № 4. Категория наклонения
- § 2. Изъявительное наклонение (индикатив): его общее и частные значения, средства выражения, парадигма.
- § 3. Повелительное наклонение (императив): его общее и частные значения. Вопрос о составе форм императива и квалификации его аффиксов.
- § 4. Сослагательное наклонение: его общее и частные значения, образование, средства выражения, парадигма.
- § 5. Связь категории наклонения с другими глагольными категориями
- Тема № 5. Категория времени
- § 2. Система времен русского глагола. Образование форм времени
- § 3. Связь категории времени с другими глагольными категориями
- Тема №6. Категория лица
- § 2. Общие и частные значения форм лица.
- § 3. Соотносительность категории лица и наклонения, лица и времени.
- § 4. Система личных форм глагола.
- § 5. Ограничения в образовaнии форм лица. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.
- § 6. Безличные глаголы.
- Тема № 7. Причастие
- § 2. Семантика, морфологические признаки, синтаксические функции причастий.
- § 3. Действительные и страдательные причастия; их значение и образование.
- § 4. Категории вида, времени и залога у причастий.
- § 5. Полные и краткие формы причастий.
- § 6. Адъективация причастий.
- Тема №8. Деепричастие
- 1. Лексико-семантические
- § 3. Значения времени у деепричастий. Категории вида и залога.
- § 4. Адвербиализация деепричастий
- § 2. Разряды наречий по семантике.
- § 3. Степени сравнения качественных наречий.
- § 4 Переход других частей речи в наречия (адвербиализация) и критерии разграничения омонимичных форм
- § 5. Субстантивное употребление наречий
- Тема № 10. Категория состояния как часть речи
- § 2 . Особенности категории состояния как части речи
- § 3. Семантические разряды слов категории состояния.
- § 4. Oграничение категории состояния от омонимичных частей речи
- Тема № 11. Модальные слова как особая часть речи
- § 1 Вопрос о модальных словах в лингвистической литературе
- § 2. Характеристика модальных слов как части речи
- § 3. Разряды модальных слов по значению
- § 4. Переход других частей речи в модальные слова
- § 5. Словесные комплексы - аналоги модальных слов
- Тема № 12. Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи
- § 2. Характеристика предлога как части речи.
- § 3. Разряды предлогов по образованию и структуре.
- § 4. Значения предлогов.
- § 5. Стилистическая дифференциация предлогов.
- § 6. Переход полнозначных слов в предлоги (препозиционализация).
- Тема № 13. Союз как служебная часть речи
- § 2. Значения союзов.
- § 3. Синтаксические отношения, выражаемые союзами.
- § 4. Типы союзов по структуре.
- § 2. Значения частиц.
- § 3. Разряды частиц по значению.
- Частицы, имеющие смысловые значения
- Эмоционально-экспрессивные частицы
- Модальные частицы
- § 4. Строение частиц.
- § 5. Связь частиц с другими частями речи.
- Тема № 15. Междометия в системе частей речи
- § 2. Значения междометий.
- § 3. Разряды междометий по значению.
- Лекция № 16. 3вукоподр ажания