logo search
Диплом!!!!!!!!

1.Работа с многозначными словами.

Цель: формирование умений использовать многозначные слова в речи, различать прямое и переносное значение слова.

Методические аспекты:

  1. на конкретных примерах показать, что многие слова русского языка могут иметь не одно, а два, три и больше значений;

  2. разъяснить то, что в многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное (производственное): производные значения у слова появляются в силу того, что слово наряду с обозначением одного явления может служить в качестве названия также и другого явления объективной действительности, если последнее имеет какие-либо общие с названным признаки или свойства;

  3. перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств;

  4. при любом способе переноса многозначные слова сближает то, что разные значения одного и того же слова тесно и непосредственно связаны друг с другом, где одно значение выводимо из другого, где значения группируются вокруг единого смыслового центра, лишь в большей степени отделяясь от него.

Микропреподавание.

  1. Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называются многозначными. Попытаемся найти такие слова в стихотворениях.

-Не жалейте пятачка, -

Говорит корова. –

Вы купите молочка –

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке! –

Пятачки свои суют маленькие хрюшки…

(А.Шибаев)

Бросил палку кверху Мишка:

- Падай в шапку с ели, шишка! –

Шишка хлоп по голове-

Сразу шишек стало две.

(Е. Петрищева)

1.Какие значения имеют слова пятачок, шишка?

2. Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросенка, шишка ели и шишка на голове?

2) Прочитай шуточное стихотворение.

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю: на грядках лук растёт,

А перьев нет кругом.

Они на курицах растут,

Я точно знаю это.

Какая-то ошибка тут –

У лука перьев нету!

(Г.Новицкая)

-Найди в Толковом словаре слово перо. Много ли значений у этого слова?

В каких значениях слово перо используется в стихотворении? Есть ли такие значения в Толковом словаре?

3) Два значения.

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

(Г.Бойко)

- Что значит болтать языком? Болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?

4) Цель упражнений – показать ученикам на примерах, что новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.

Встав на цыпочки, лисица

За плетень во двор косится:

- Петушок, петушок,

Дай на время гребешок!

Расчешу я только хвост! –

А петух не так уж прост,

Знает: что возьмёт лисица,

То назад не воротится!

(К. Кублинкас)

- Зачем нужен был лисице гребешок?

- Какие значения имеет слово гребешок?

- Чем похожи гребешок для расчёсывания волос и гребешок петуха?

Баранка

Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел? –

Лучше взял бы, да и съел!

(А. Шибаев)

- Какие значения есть у слова баранка?

- Почему шофёр не мог съесть баранку?

- Что общего у баранки (руля автомобиля) и баранки (колечка, испеченного из теста)?

5)Цель упражнения – проверить насколько понята детьми разница между прямым и переносным значением слова.

- Прочитай примеры употребления слов в прямом и в переносном значении.

Каша манная; каша в голове.

Хвост самолёта; хвост собаки.

Сладкие улыбки; сладкие пирожки.

Бархатный голос; бархатный костюм.

Мурлычет кошка; мурлычет ручей.

- В этих примерах выделенные слова обозначают одно и то же или разное? Почему одним словом можно назвать разное? Перепиши примеры так, чтобы на первом месте был пример со словом в прямом значении.