3) Программные документы.
К ним относятся программы партий, программные выступле¬ния политических лидеров, документы общественно-политичес¬ких организаций, социально-экономические программы. Программные документы имеют выдержанную политическую направленность, их назначение — определение конкретной полити¬ческой ориентации какой-либо партии, организации, движения, ее целей, задач, стратегии и тактики. Отсюда вытекает социальная функция этих документов. Общество, реагирует на по¬литическую ситуацию в стране, обращает внимание на документы, в которых выражена программа партий. Педагогическая целесообразность привлечения этого источника объясняется тем, что политические знания являются необходимы¬ми для выпускника школы. Понимание политических терминов, понятий, определений — неотъемлемая часть изучения этих источ¬ников. Программные документы помогают разобраться в полити¬ческой палитре современных партий (кого представляют партии, чьи интересы защищают, к чему стремятся, что обещают).
4) Статистические материалы.
Современное общество не представляет себя без статистики. Она необходима в любой человеческой деятельности, так как бла¬годаря ей общество изучает, прогнозирует свое будущее развитие. Педагогические возможности данных документов высоки, так как статистические материалы содержат в себе цифровую инфор¬мацию о социально-экономическом, политическом, духовном раз¬витии общества, что помогает формированию целостного, кон¬кретного знания об обществе.
5) Информационные материалы.
Данный источник включает в себя сообщения из газет, которые носят общественно-политический характер, ориентируют аудиторию в фактах, явлениях, процессах политической, эконо¬мической, научной, культурной жизни общества. Социальная осо¬бенность такого источника — фиксировать информацию. Харак¬терным условием является сочетание общественной значимости факта и его новизны. Наиболее удобна для работы в курсе газета, как основное средство массовой коммуникации. Во-первых, газе¬та как информационный источник, наиболее применима на уроке, доступна большинству учащихся; может быть конкретным источ¬ником на занятиях по обществоведческим курсам и как материал для работы учащихся вне учебных занятий. Во-вторых, газетная информация несет в себе необработанный, мобильный материал, который представляет собой краткое, ясное, четкое описание фак¬та без интерпретации и оценки происшедшего кем-либо. Данный источник необходим, так как помогает формированию своей собственной точки зрения на данный факт, учит аргументи¬ровать, доказывать, сопоставлять, дает возможность ученику самому разобраться в полученной информации, заставляет мыс¬лить, анализировать, что отвечает целям современного общество¬ведческого образования.
- 2. Государственный стандарт обществоведческого образования: понятие и структура.
- 7. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Подходы к определению целей обществоведческого образования.
- 9. Знания об обществе и его развитии в содержании обществоведческого образования.
- 12. Знания о социальной структуре и социальных отношениях в содержании обществоведческого образования.
- 13. Знания о политической жизни, государстве и праве в содержании обществоведческого образования.
- 14. Знания о духовно-нравственной жизни в содержании обществоведческого образования.
- 15. Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.
- 18. Подготовка учителя к преподаванию учебной темы.
- 19. Урок в обществоведческом курсе: понятие, структура.
- 23. Семинар как форма учебного занятия.
- 2) Мемуарные источники.
- 3) Программные документы.
- 6) Частные (личные) документы.
- 7) Стенограммы, протоколы, отражающие ход съездов, конфе¬ренций, конгрессов, судебных процессов.
- 8) Публицистические материалы.
- 9) Философские тексты.
- 10) Научные и научно-популярные тексты.
- 27. Деятельность учителя и учащихся в процессе работы с документами.