logo search
Фонетика лекции

1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи

Прежде чем приступить к изложению материала о комбинаторных и позиционных изменениях звуков в речевой цепи, необходимо разграничить термины «фонема» и «аллофон». Фонема представляет собой минимальную функциональную единицу языка, основной функцией которой является различение значения слов и грамматических форм слова. К примеру, слова bill [bɪl] – pill [pɪl] отличаются фонемами [b] и [p]. Если заменить [p] в слове pill на [m], то мы получим новую лексическую единицу mill. Произнеся звук [p] в слове pill без придыхания, мы не изменим значение слова, хотя и допустим произносительную ошибку. В случае замены [p] на [m], мы имеем дело с фонемами, в случае замены [ph] на [p] – аллофонами или вариантами фонемы [p], которые отличаются друг от друга, но сохраняют при этом основные отличительные признаки фонемы [p]. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речи приводят к появлению различных аллофонов тех или иных фонем.

В ходе артикуляции отдельно взятого звука выявляются три этапа:

  1. экскурсия или приступ, когда opганы речи двигаются и принимают исходное артикуляционное положение;

  2. выдержка, когда органы речи в течение какого-то времени остаются в принятой артикуляционной позиции;

  3. рекурсия или отступ, когда органы речи возвращаются в нейтральную позицию.

Однако в процессе речи звуки сливаются в цепочки и фаза рекурсии предыдущей фонемы накладывается на фазу экскурсии последующей фонемы. При соединении фонем в цепочки органы речи приспосабливаются к быстрой смене артикуляционных движений, обеспечивая более удобный переход от одной артикуляции к другой. Как следствие звук подвергается комбинаторным изменениям, т.е. изменениям вследствие влияния соседних звуков. Другой тип изменений, затрагивающий звуки в потоке речи, – позиционные изменения. Они имеют место в случае изменения позиции звука в слоге, слове, синтагме, к примеру, ударный звук становится безударным. В результате комбинационных и позиционных модификаций звуков в речи возникают фонетические процессы ассимиляции, аккомодации, редукции, элизии, чередования.

2. Ассимиляция — это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием артикуляции соседнего согласного звука, при этом наблюдается уподобление одного звука другому. Ассимиляция существует в каждом языке, но ее законы и формы в каждом языке зависят от исторически сформировавшихся произносительных тенденций.

Существуют различные виды ассимиляций:

1) по направлению;

2) по степени завершенности;

3) по степени стабильности;

4) по месту образования преграды;

5) пo работе губ;

6) no работе голосовых связок;

7) no способу образования шума.

2.1. Ассимиляция по направлению имеет 3 вида и подразделяется на:

прогрессивную, регрессивную, двойную или взаимную.

При прогрессивном направлении ассимиляции предшествующий звук влияет на последующий. Например, в словах stay [steɪ], style [staɪl] взрывной звук [t] теряет аспирацию под влиянием предшествующего щелевого [s].

При регрессивном направлении ассимиляции последующий звук влияет на предшествующий. Например, в слове tenth [te] согласный [n] становится дентальным под влиянием межзубного согласного [θ].

При взаимной или двойной ассимиляции два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием, сообщая друг другу какие-то черты артикуляции. В языке встречаются несколько случаев смешанной ассимиляпий. В сочетании смычного взрывного [t] и щелевого заальвеолярного сонанта [г] наблюдается комбинация двух видов ассимиляций. Имеет место ассимиляция по месту образования преграды, так как место образования смычки для альвеолярного [t] переносится за альвеолы. С другой стороны, можно также засвидетельствовать ассимиляцию по работе голосовых связок, так как сонант [г] несколько оглушается под влиянием предшествующего глухого звука.

Двойную ассимиляцию можно зафиксировать и в сочетании смычного взрывного альвеолярного [t] и губно-губного сонанта [w]. Ассимиляция по работе губ приводит к лабиализации апикально-альвеолярного звука [t], а ассимиляция по работе голосовых связок приводит к лёгкому оглушению звонкого [w]: [twaɪs].

2.2. Ассимиляция по степени завершенности может быть полной и частичной.

При полной ассимиляции два рядом стоящих звука полностью уподобляются друг другу: cupboard [ˈkʌpbəd] → [ˈkʌbbəd] → [ˈkʌbəd], less shy [ˈles ˈʃaɪ] → [ˈleʃ ʃaɪ], does she [ˈdʌz ʃi˙] → [ˈdʌʃ ʃi˙]. Чаще всего полная ассимиляция возникает в сочетаниях [s], [z] и [ʃ].

Там, где не происходит полного уподобления соседних согласных, имеет место частичная ассимиляция. Например, потеря аспирации звука [p] после глухого [s] в слове sport.