С.А. Песоцкая введение в теорию межкультурной коммуникации
Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета
3-е издание,
исправленное и дополненное
Издательство
Томского политехнического университета
2012
УДК 316.772.4:81(075.8)
ББК Ч114+Ш100.3я73
П 28
Песоцкая С.А.
П 28 Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / С.А. Песоцкая. – 3-е изд., испр. и доп. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 213 с.
Аспекты теории и практики межкультурной коммуникации рассматриваются на материале источников по культурологии, философии, истории, лингвистике, речевой коммуникации. Особое внимание уделяется сравнительному изучению национальных культур.
Теоретические положения иллюстрируются примерами из практики взаимодействия носителей разных культур.
Введен раздел практических заданий к семинарским занятиям, включающий разработку методики групповой проектной деятельности студентов по портретированию национальных культур.
Пособие предназначено для студентов факультетов международных отношений, социологии, а также обучающихся по специальностям «Перевод и переводоведение», «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Преподаватель иностранного языка».
УДК 316.772.4:81(075.8)
ББК Ч114+Ш100.3я73
Рецензенты
Доктор филологических наук, профессор ТГУ
О. А. Дашевская
Кандидат филологических наук, доцент ТГУ
А. С. Сваровская
© Песоцкая С.А., 2008
© Томский политехнический университет, 2008
© Оформление. Томский политехнический
университет, 2008
© Песоцкая С.А., 2012, с изменениями
© Томский политехнический университет, 2012,
с изменениями
© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2012, с изменениями
- С.А. Песоцкая введение в теорию межкультурной коммуникации
- Оглавление
- Предисловие
- Тема 1 Характеристика содержания учебного предмета «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
- 1.2. Понятия язык, культура, коммуникация и их взаимосвязь.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 Соизучение языка и культуры как условие эффектифной межкультурной коммуникации
- 2.1. Культура о языке
- 2.2. Язык о культуре
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 Язык и менталитет
- 3.1. Понятия менталитета
- 3.2. Отражение национального менталитета в русском языке
- 3.3. Особенности речевого этикета говорящих на русском и английском языках
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4 Социальная категоризация и стереотипизация
- 4.1. Понятие, сущность и функции стереотипов
- 4.2. Авто- и гетеростереотипы
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5 Виды коммуникации и характеристика их элементов
- 5.1. Вербальная коммуникация
- 5.2. Невербальная коммуникация
- 5.3. Паравербальная коммуникация
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6 Аккультурация как процесс освоения иноязычной культуры
- 6.1. Языковые и культурные барьеры
- 6.2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
- 6.3. Модели аккультурации. Формирование межкультурной компетенции
- 6.4. Поликультурная личность как продукт аккультурации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7 Сравнительное изучение культур через призму базовых характеристик
- 7.1. Концепция культурной грамотности э. Холла. Базовые характеристики культур, по э. Холлу
- 7.2. Концепция «ментальных программ» г. Хофстеде. Базовые характеристики культур, по г. Хофстеде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8 Национальное своеобразие культуры Вместо введения
- 8.1. Национальная культура как системное целое
- 8.2. Факторы формирования своеобразия национальной культуры
- Влияние климатических условий на ментальность, национальный характер и ритм жизни
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9 Русские в межкультурных контактах.
- 9.1. Отличия в поведении русских от представителей других культур
- 9.2. Типичные ошибки в межкультурном общении
- 9.3. Предупреждение ошибок межкультурной коммуникации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 10 Стили коммуникации и их характерные особенности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания к семинарским занятиям
- Задания к семинарскому занятию № 3 по теме «Стили коммуникации и их характерные особенности» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 4 «Отражение специфики национальной культуры в деловой коммуникации» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию-тренингу № 5 «Причины коммуникативных неудач, их типология и профилактика» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 6 «Коммуникативный конфликт и стили его разрешения» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 7 «Модели аккультурации и концепции поликультурной личности» (2 ч.)
- Рекомендуемая литература:
- Задания к семинарскому занятию 8 «Опыт портретирования культуры страны изучаемого языка» (смотр-конкурс групповых проектов, 4 ч.)
- Методические комментарии к выполнению проектной работы
- Примерный план содержания проекта
- Список литературы и источников для работы в проектных группах
- Приложение
- II. Смысловые центры в содержании учебной дисциплины «Основы межкультурной коммуникации»
- Список литературы
- Духовное содержание и статус поликультурной личности в пространстве диалога культур с. А. Песоцкая
- Цитируемая литература
- Список дополнительной рекомендуемой литературы
- Internet-источники
- Введение в теорию межкультурной коммуникации