logo search
Диплом!!!!!!!!

1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять антонимы в речи.

Методические аспекты:

  1. показать на конкретных примерах, что объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние, деятельность, явления природы, пространственные и временные отношения;

  2. на практике показать, что антонимы могут быть как разнокорневые, так и однокорневые;

  3. показать, что не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением;

  4. употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть качественную или количественную, пространственную или временную противоположность;

  5. расширить представление детей об антонимах, привлекая для наблюдений многозначные слова, которые в зависимости от разных значений входят в различные антонимичные пары.

Микропреподавание.

1) Игра «наоборот».

Учитель читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра», дети хором называют недостающие слова.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь … (низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь … (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты … (храбрец),

Теперь начало я скажу, -

Ну, отвечай:

… (Конец)!

  1. Игра «Закончи пословицы»

Ученье – свет, а неученье – … (тьма).

Корень учения горек, да плод его … (сладок).

Знай больше, а говори … (меньше).

Лучшая вещь новая, лучший друг … (старый).

Не бойся врага умного, бойся друга … (глупого).

  1. Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще два хороших слова.

а) грязный - …

искусственный - …

трусливый - ..

мягкий - …

грубый - …

замкнутый - …

слабый - …

светлый - …

(Ответ: чистый, естественный, смелый, твердый, нежный, открытый, сильный, темный, - честность).

б) широкий - …

твердый - …

старый - …

скучный - …

бесполезный - …

неряшливый - …

(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный - умница).

4) отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы.

Бывает он и в в холод,

Бывает и в зной,

Бывает он добрый,

Бывает и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять. (Н. Найденова)

  1. игра «Слова-наоборот, слова-противники».

К данным словам припишите слова, противоположные по смыслу. Укажи, какими частями речи они являются.

Друг-…

Дружеский - …

Дружить - …

Молодежь - …

Молодой - …

Молодеть - …