logo search
Shirokova_v_voprosah_i_otvetah

27. Деятельность учителя и учащихся в процессе работы с документами.

Простейший путь — использование документа в процессе изло¬жения учебного материала учителем. Это может быть пересказ документа и его цитирование. Все другие варианты работы пред¬полагают прямое обращение учащихся к документу, т. е. требуют наличия текста на каждом ученическом столе.

Первые шаги в такой работе, как показывает практика, нужда¬ются в совместной работе учителя и учащихся. Это, прежде всего, комментированное чтение. Учитель поясняет незнакомые слова, сложные словосочетания, раскрывает смысл отдельных частей и всего текста в целом, характеризует значение идей, содержащихся в документе. Возможны риторические вопросы по тексту и отве¬ты на них самого учителя. Однако с учетом подготовленности учащихся часть вопросов (возрастающая от раза к разу) адресует¬ся классу, учитель же помогает найти и сформулировать правиль¬ный ответ. Таким образом в комментирование текста вовлекаются школьники. Постепенно от комментированного чтения осуществ¬ляется переход к коллективному разбору документа, в ходе кото¬рого классу предлагается один вопрос за другим, выслушиваются и корректируются ответы учащихся. Вся работа происходит под руководством учителя.

Более высокая ступень учебной деятельности школьников до¬стигается организацией их самостоятельной работы с докумен¬том. Самостоятельное изучение учащимися документа направляет¬ся комплексом вопросов и заданий, предъявляемых учителем. Они могут с известной долей условности отнесены к одной из трех групп:

1) вопросы и задания, направленные на осознанное восприятие и точное или близкое к тексту воспроизведение содержания доку¬мента;

2) вопросы и задания, направленные на преобразующее воспро-изведение содержания документа;

3) вопросы и задания, направленные на осуществление творчес-ко-поисковой деятельности, в процессе которой достигается наибо¬лее полное понимание текста, включение его содержания в систему знаний, изучаемых на уроке.

Предъявляемый учащимся комплекс может включать в себя вопросы и задания, относящиеся к разным группам. Как правило, они сопровождают текст документа, раздаваемого учащимся, или записываются на доске.

Самостоятельная работа может быть фронтальной (один и тот же документ с одинаковыми вопросами дается всем учащимся), индивидуально дифференцированной (отдельным учащимся предлагаются неодинаковые документы или разные задания) и групповой. В последнем случае каждая группа из 4—5 учащихся получает свой документ или иные, чем у других, задания. После истечения времени, отведенного на изучение документа, учитель организует обсуждение результатов выполнения зада¬ний, корректирует ответы учащихся, дает дополнительные разъ¬яснения.

Есть задания на самостоятельное формулирование учащимися вопросов к изучаемому труду. Среди них могут быть вопросы на воспроизведение содержания. Но в задании можно предусмотреть указание на необходимость формулирования проблемных вопросов. Такая работа носит творческий характер. Эти поручения могут быть дополнены индивидуальными зада¬ниями подготовить обзор собранных материалов на основе их анализа. Подготовка такого об¬зора требует творческих усилий школьника.

Еще один вид творческих заданий, опирающихся на работу с документами. Самостоятельная подготовка небольших сочине¬ний в форме документов некоторых типов: "открытого письма" по какому-либо вопросу (например, по фактам загрязнения окру¬жающей среды в регионе), "обращения" к кандидатом в депутаты в связи с выборами; "речи на конференции общественности" (на¬пример, по вопросам борьбы с алкоголизмом и наркоманией) и т. п. Подготовка и обсуждение таких сочинений — эффективный прием работы в курсе, развивающий способность формировать свою собственную позицию по тому или иному вопросу.

Изложенная методика работы с документами должна быть дифференцирована с учетом возраста, подготовленности, интере¬сов учащихся. Очевидно, что работа в основной школе не может не отличаться по содержанию и методам от работы в старших (тем более — профилированных) классах.

В основной школе привлекаются небольшие по объему доку¬менты, не содержащие сложных, непосильных учащимся поло¬жений. Здесь большую часть анализа текста учитель берет на се¬бя, многие документы рассматриваются в процессе комментиро¬ванного чтения и коллективного разбора под руководством учи¬теля. Самостоятельная работа учащихся развертывается посте¬пенно, по мере овладения знаниями и приемами изучения доку¬ментальных текстов.

В старших классах возрастает сложность и объем привлекае¬мых документов, удельный вес самостоятельной работы растет, задания становятся все более сложными.

28. Основные формы и функции педагогического контроля. Оценка и отметка.

Педагогический контроль присутствует на каждом занятии, но есть специальные занятия выполняющие эту функцию (контрольные, экзамены). Контроль актуализирует учебную деятельность и познавательный интерес. Контроль всегда стимулирует процесс обучения, влияет на учащихся и учителя, попытка исключения контроля из процесса обучения приводит к снижению качества образования.

Функции педагогического контроля:

1) Диагностическая служит для выявления уровня знаний, умении, навыков, оценки реального поведения студентов или учащихся в процессе обучения (кто знает лучше, а кто совсем тупой).

2) Обучающая проявляется в актуализации работы по усвоению учебного материала (мозговой штурм перед экзаменом, опрос на уроке). В школе надо стимулировать деятельность ученика.

3) Воспитательная - наличие чёткой системы контроля дисциплинирует, организует, направляет деятельность учащихся, помогает выявить пробелы в знаниях, а так же контроль - это то, что позволяет учителю учитывать особенности личности каждого ученика. Контроль у ученика формирует активное отношение к предмету и стремление развиваться.

Формы педагогического контроля делятся:

1) По видам деятельности учащихся:

Экзамены, зачёты, устные опросы, собеседования, письменные работы, тесты, рефераты, семинарские занятия, лабораторные работы, практические занятия. Для вузов это курсовые и дипломные работы. Нужно обеспечивать систематизированный контроль. Письменные работы являются документами, позволяющими документально зафиксировать и подтвердить знания учащихся, но требуют для проверки больше времени, чем устный опрос. Необходимо сочетать разные формы контроля. Умение их сочетать один их показателей педагогической квалификации учителя.

2) Так же контроль делиться по масштабам:

2.1) текущий - опросы на каждом занятии или на большинстве. Помогают дифференцировать учащихся до итоговой аттестации, мотивируют обучение.

2.2) тематический - оценка результатов усвоения определенной темы. Позволяет устанавливать какие темы усвоены лучше, а какие хуже.

2.3) рубежный - проверка знаний каждого учащегося перед тем как переходить к следующей части материала (оценка за четверть, полугодие, контрольные точки).

2.4) итоговый - курсовой экзамен - итог изучения конкретного предмета. Выявление способности учащихся к дальнейшей учёбе.

2.5) заключительный (проводиться только в ВУЗе) - ГОС экзамен, защита диплома. По итогам присвоение соответствующей квалификации государственной аттестационной комиссии (ГЭУ, ГАК)

Оценка, как и отметка является результатом проведенного педагогического контроля. Понятие оценка шире, чем отметка. Оценка выражается не только в баллах, т.к. она развернутая похвала или порицание (оценочное суждение).

Оценка и отметка.

Оценка - это способ и результат деятельности учителя, подтверждающей совевшие или не соответствие ЗУНов учащихся целям и задачам обучения, не только подтверждает соответствие или несоответствие (диагностирует), но и выявляет причины неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности, позволяет учесть недоработки, осуществляется, обыкновенно, по 5-ти бальной системе. Оценка способствует организации деятельности самого ученика. Не надо только выяснять отношения по поводу выставления оценки со студентами. Оценка играет мотивирующую роль в обучении. В оценочных ситуациях похвала или порицание важнее чем баллы. Учащиеся должны знать критерии оценок, чтобы не возникало вопросов.

Отметка - численный аналог оценки. Формальный, но сильный элемент. Значения самих баллов не следует не преувеличивать и не приуменьшать.

Критерии оценки:

5-ка ставиться за точное, глубокое знание материала в заданном объеме, письменная работа, где нет ни одной ошибки, речь при устном выступлении должна быть грамотной и логичной.

4-ка ставиться за прочное знание предмета, при малозначительных недостатках, пропусах, например в письменной работе есть 1-2 ошибки.

3-ка ставиться за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но они не являются препятствием для дальнейшего обучения.

2-ка - ставиться за незнание предмета и большое количество ошибок.

1-ца - отсутствие ответа.

Преимущества оценок:

1) простота.

2) широкая распространенность.

3) доступность.

Недостатки оценки:

1) Субъективизм (личное понимание учителем успешного или неуспешного владения материалом ученика).

2) Слабая дифференцирующая способность, т.к. есть только 4 дифференциальной категории. Часто нужна более точная дифференциация.

29. Пути повышения объективности педагогического контроля. Организационные принципы педагогического контроля.

1) Формирование коллегиальной оценки комиссией. В этом случае оценка складывается из нескольких субъективных и её можно назвать интерсубъективной, поскольку при неравноценном составе комиссии, мнение одного из специалистов, руководителя или председателя может оказаться решающим.

2) Использование стандартных тестовых программ, тестовых методик - письменных или (???) ответы - в гуманитарных науках, тестовые знания отражают знания и способности личности неравномерно. Абсолютизация тестовых методик приводит к стандартизации мышления, знания педагогического контроля, личности.

3) Экспертный опрос - несколько преподавателей оценивают, но они не совещаются между собой. Сравнение оценок одной и той же группы или класса специалистами по одному предмету и выведение средней оценки.

У каждого преподавателя формируется образ ученика - устойчивый стереотип, влияющий на субъективность оценки. В этом отношении очень важна педагогическая этика.

Организационные принципы педагогического контроля:

1) Воспитывающий элемент проявляется в том, что контроль должен стимулировать познавательные потребности, вырабатывать интерес. А если наоборот снижает, то педагогический контроль организован плохо и его применять не стоит.

2) Систематичность контроля упорядочивает процесс обучения, получение определенного количества оценок так или иначе влияет на учащихся.

3) Всесторонность контроля - совокупность вопросов, подлежащих оцениванию должна быть настолько широка, чтобы охватывать все основные темы. При выставлении оценки ученику необходимо учитывать развитие личности в целом, т.е. учитывать и деловые, и (???????), учебные.

30. Лекция в системе вузовского преподавания.

Lection - лат. чтение; Даль: чтение, преподавание, учебный час профессора.

Современное понимание лекции:

1) Учебное занятие в ВУЗе, которая состоит в целом изложении предмета преподавателем.

2) Публичное чтение на каждую тему.

3) Отпечатанный курс чтений, по каждому предмету в высшей школе.

Одни источники говорят, что лекция была введена в университетах в средние века, но другие источники утверждают, что лекция была распространена еще в античности (Древний Рим). Зарождение лекций послужило чтение. Сначала лекция представляла собой скучную вещь, потому что она была просто чтением книги преподавателем. Постепенно чтение книги было разрешено сопровождать комментариями. Лекции в системе вузовского образования были единственной формой, только в XIX в. стали дополнять их практическими занятиями. Практические занятия нацелены на развитие самостоятельности. Предназначение лекции состоит в том, чтобы научить студентов работать с информацией.

Недостатки лекций:

1) Лекция - это пассивная форма занятия, она приучает к пассивному восприятию чужого мнения, и, следовательно тормозит самостоятельное мышление (чем лучше лекция, тем выше вероятность, что мнение преподавателя будет довлеть над собственным мнением студента).

2) Лекция - отбивает стремление к самостоятельным занятиям.

3) Лекция необходима только в том случае, если нет учебников или их мало, ну или материал в них не удовлетворяет учителя.

4) Студенты обладают разной способностью восприятия материала. Одни успевают осмыслить что говорит преподаватель, а другие не успевают и лишь механически записывают, а могут не делать и этого.

Эти недостатки могут быть преодолены правильной методикой и правильным подбором материала.

Ситуации в которых лекция необходима:

1) При отсутствии учебников.

2) Если новый материал важен и есть в учебники, но не нашел там достойного отражения.

3) Если отдельные темы учебника трудны для самостоятельного изучения.

4) Если по основным проблемам курса существуют противоречивые взгляды, а их всегда можно найти, было бы желание.

5) Если важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов, с целью повлиять на формирование их взглядов.

Достоинства лекции.

1) Творческое общение лектора с аудиторией.

2) Лекция является очень экономным способом получения основных знаний в общем виде.

3) Активизирует мыслительную деятельность, а следовательно главная задача лектора это развивать активное внимание студента, побуждать следить за его мыслью.

Структура лекции:

1) Вводная часть - это организационный момент: приветствие, объявление темы, сообщение плана (сразу или по ходу, строгое ему следование - узловые вопросы лекции, используется при составлении экзаменационных билетов), объявления списка литературы (сразу или по ходу изложения лекции), лучше с комментариями. Содержание предыдущей лекции, логический переход к новому материалу. Определение места и названия в вузовском курсе.

2) Основная часть - это раскрытие темы лекции: должно иметь специфику построения.

3) Заключение - итог, выводы.

31. Оценка качества лекции.

Критическая оценка качества лекции:

1) содержание лекции - научность, соответствие современному уровню развития науки. активизация мышления студентов, путём выдвижения проблемных вопросов, показать различные концепции, альтернативных точек зрения, связать с практической деятельностью, соотношение лекции и учебника (пересечения, ссылки на учебник; внутрипредметные и межпредметные связи (между лекциями и другими гуманитарными дисциплинами)).

2) методика чтения - чёткая структура, логика изложения, план и его наличие, список литературы (основной и дополнительной; выдавать в начале или в конце), разъяснение новых терминов и понятий, доказательность и аргументативность суждений, выделение выводов, главных мыслей, использование методических приёмом закрепления материала (вопросы к студентам); использование технических средств обучения, работа с конспектом (опорными материалами), надо помнить, что указка, конспект, книга, мел в руках преподавателя фиксирует глаза студентов на этих предметах.

3) руководство работой студентов: требование конспектировать (проверять или не проверять конспект решает сам преподаватель), диктовка (следить за собой должен в это время преподаватель, речь должна соответствовать теме, следить за тем, чтобы не повторятся (хотя повторы могут быть методическим приёмом)), сопровождать изложение записями на доске, разрешение задавать вопросы или не разрешать решает преподаватель (когда в какой форме их разрешить задать).

4) лекторские данные - эмоциональность, дикция, ораторское мастерство, умение установить контакт с аудиторией, внешний вид.

5) результативность лекции - информационная ценность, воспитательный успех, развитие личности.

32. Основные требования к проведению вузовской лекции.

Требования проведению вузовской лекции:

1) Настроение - психологический субъективный настрой преподавателя: лекция должна восприниматься как событие в жизни преподавателя. Творческая активность.

2) Взаимодействие с аудиторией: не говорить свысока, но и не заискивать с ней. Настроение преподавателя сразу же почувствует аудитория и их настроение будет точно таким же, как и у преподавателя.

3) Знание предмета и умение его преподавать (надо помнить, что лекторское мастерство не прилагается как бонус к научной эрудиции. Пример: Гегель).

4) Условия авторитета лектора - эмоциональная влюбленность в профессию.

5) Самодисциплина. Преподаватель всегда пример для студентов.

6) Обязательное выполнение обещаний.

7) Обязательная подготовка лекции, т.к. это творческий процесс.

8) Самопроверка: самооценивание после лекции и проверка усвояемости материала на зечетах и экзаменах.

9) Чувство времени.

10) Обязательное внимание к ответам студентов.

11) Владение материалом.

12) Чёткая структурированность лекции.

13) Логичность, последовательность изложения, т.е. ваши мысли не должны скакать из стороны в сторону.

14) Определяющая роль личности лектора.

15) Доступность: речь должна быть ясная и простая.

16) Не задерживать на перемену, но и раньше тоже не отпускать.

17) Должны присутствовать элементы новизны, т.е. определенная перспектива для будущего.

18) Культура речи (надо знать, как произносить слова и как можно больше слов надо знать).

19) Вдумчивость и осторожность в подборке слов (нельзя взять сказанного слова, так что если чего-то ляпнешь, тут же нужно это исправлять, но сделать это незаметно).

20) Интонации (понижение или повышение интонации для акцентирования смысла).

21) Невербальная коммуникация. Жесты не должны быть суетливыми. Не надо ходить из стороны в сторону - это ГИПНОЗ, монотонное хождение из стороны в сторону успокаивает и лектора и аудиторию. Аудитория засыпает (надо сделать из этого методический приём).

22) Выдержка, т.е. надо реагировать на реплики из аудитории, но ни в коем случае не вступать в перепалки. Не допускать грубости как со своей стороны, так и в свой адрес.

23) Надо знать аудиторию.

24) Завоевать внимание и удерживать его до конца ("сигнальные слова" (это вот запомните, это я спрошу на экзамене и т.д.; но надо говорить только о важном, иначе эти слова потеряют силу), акцентирование на проблеме, помогает активизировать внимание.

35) Осуществлять работу с доской.