logo search
Uchebnik_Russkoe_pismo_na_osnove_grammatiki_ok

§4. Сведения из словообразования

Словообразование

Словообразование раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим или мотивирующим.

Слово, образованное от другого слова, называется производным или мотивированным.

Производящее и производное слово связаны отношениями производности (мотивации).

Отношения мотивации проявляются в том, что значение мотивированного слова определяется через значение мотивирующего: гора → горка «маленькая гора», белый → белеть («становиться белым»), ночь → ночевать («проводить ночь»), бежать → бег (процесс, действие по глаголу бегать).

Историю образования конкретного производного (мотивированного) слова можно проследить, последовательно восстановив пары мотивирующих и мотивированных слов, воссоздав, таким образом, словообразовательные цепочки, то есть ряды однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации, например:

Ночь ночевать ночевка;

варить заварить завариться

заварка

заваривать завариваться

отварить отвар и т. п.

ВАЖНО!

1. Для того чтобы определить, от какого слова и каким способом образовано данное слово, нужно сравнить производное слово с ближайшим производящим словом в словообразовательной цепочке. Так, слово ночевка образовано от ночевать, а не от ночь, слова завариться, заваривать, заварка образованы от заварить, а не от варить и т. п.

2. Чтобы понять, какое из однокоренных слов появилось в языке первым, например бегать или бег, белый или белеть, следует определить, какое самое общее значение имеет корень: предметное, признаковое или процессуальное. Первым (непроизводным) в языке появилось слово той части речи, грамматическое значение которой соответствует общему значению корня. Так, корень -бег-//-беж- имеет процессуальное значение, поэтому непроизводным словом является глагол бегать, а существительное бег мотивируется глаголом. Корень -бел- имеет признаковое значение. Следовательно, первым в языке появилось прилагательное белый, а глагол белеть мотивирован этим прилагательным: белеть – «становиться белым».

Способы словообразования

Можно выделить следующие способы словообразования в русском языке.

1. Суффиксальный – производное слово образуется в результате присоединения к основе производящего слова словообразовательного суффикса одной из частей речи: дать → давать, учить → учитель, учить → учение, камень → каменный, холодный → холодно, два → двое и др.

2. Бессуффиксный (нулевая суффиксация) – производное слово образуется путем усечения суффикса в основе производящего слова и прибавления к ней суффикса в виде ноля звуков. Таким образом образуются в основном существительные от глаголов или прилагательных со значением опредмеченного действия или опредмеченного признака: бежать → бегØ, взрывать → взрывØ, кричать → крикØ, подъезжать → подъездØ, синий → синьØ, широкий → ширьØ, глубокий → глубьØ и др.

3. Приставочный – производное слово образуется в результате присоединения к основе производящего слова приставки: большой → небольшой, читать → прочитать, родина → прародина и др.

4. Приставочно-суффиксальный – производное слово образуется в результате присоединения к основе производящего слова одновременно приставки и суффикса, например, сытый → досыта, берег → прибрежный, русский → по-русски, стучать → постукивать и др.

5. Постфиксальный – производное слово образуется в результате присоединения к основе производящего слова постфикса: мыть → мыться, встречать → встречаться, учить → учиться, кто →кто-то, кто-нибудь и др.

6. Приставочно-постфиксальный производное слово образуется в результате присоединения к основе производящего слова одновременно приставки и постфикса: играть – наиграться, смотреть – засмотреться, прыгать – допрыгаться, бежать – разбежаться и др.

7. Суффиксально-постфиксальный – производное слово образуется в результате присоединения к основе производящего слова одновременно суффикса и постфикса: гордый – гордиться, нужда – нуждаться и др.

8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный – производное слово образуется в результате присоединения к основе производящего слова одновременно приставки, суффикса и постфикса: мигать – перемигиваться, стучать – перестукиваться и др.

9. Словосложение – производное слово образуется присоединением к основе производящего слова целого слова: диван-кровать, царь – рыба, штаб-квартира, полуоборот и др.

10. Словосложение с интерфиксацией – в образовании нового слова участвует, кроме сложения основ, соединительная гласная (интерфикс): лес и степь → лесостепь, стойкий к влаге → влагостойкий, первый источник → первоисточник, серый и голубой → серо-голубой.

11. Словосложение с интерфиксацией и суффиксацией – сложение основ происходит с участием интерфикса и суффикса или нулевого суффикса: Древняя Русьдревнерусский, ловить рыбу → рыболов, ходить мимо → мимоходом, много языков → многоязычный и др.

12. Сращение – отличается от словосложения тем, что производное слово полностью тождественно по форме производящему мотивирующему словосочетанию: с ума сойти → сумасшедший, ума лишенный → умалишенный, долго играющий → долгоиграющий, вечно зеленый → вечнозеленый и др.

13. Аббревиация – способ образования сложносокращенных слов, включающий все типы сокращений: Уральский политехнический институт УПИ, главный учебный корпус → ГУК, высшее учебное заведение → вуз, Московская ассоциация литераторов → МАССОЛИТ, главнокомандующий → главком, помощник режиссера → помреж, сберегательная касса → сберкасса, медицинский институт → мединститут.

14. Переход слова из одной части речи в другую. Как правило, этот способ словообразования касается перехода форм прилагательных или причастий в разряд существительных: больной, набережная, учительская, булочная, заведующий, суточные и др.

Кроме того, причастия могут обретать новое, качественное значение и переходить в разряд прилагательных: воспитанный – «вежливый», ограниченный – «глупый», образованный – «грамотный», сосредоточенный – «внимательный» и др.