II. Демосфен - из третьей речи «Против Филиппа»
«Но чего же еще не хватает ему до последней степени наглости? Да помимо того, что он разорил города, разве он не устраивает пифийские игры, общие состязания всех греков, и, когда сам не является на них, разве не присылает своих рабов руководить состязаниями в качестве агонофетов?
Разве не завладел проходами, ведущими к грекам, и не занимает эти места своими отрядами и наемниками? Разве не предписывает он фессалийцам, какой порядок управления они должны у себя иметь? Разве не посылает наемников - одних в Порфм, чтобы изгнать эретрийскую демократию, других - в Орей, чтобы поставить тираном Филистида? Но греки, хотя и видят это, все-таки терпят, и, мне кажется, они взирают на это с таким чувством, как на градовую тучу: каждый только молится, чтобы не над ним она разразилась, но ни один человек не пытается ее остановить. И никто не защищается не только против тех оскорблений, которым подвергается от него вся Греция, но даже и против тех, которые терпит каждый в отдельности. Это уже последнее дело!
Разве он не предпринимал похода на Амбракию и Левкаду - города, принадлежащие коринфянам? Разве не дал клятвенного обещания этолийцам передать им Навпакт, принадлежащий ахейцам? Разве у фиванцев не отнял Эхин, разве не отправляется теперь против византийцев, своих собственных союзников? Разве у нас - не говорю уж об остальном - он не завладел крупнейшим нашим городом на Херсонесе, Кардией? И вот, хотя мы все страдаем от такого отношения к себе, мы все еще медлим, проявляем малодушие и смотрим на соседей, полные недоверия друг к другу, а не к тому, кто всем нам наносит вред».
- Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин риторика
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план учебной дисциплины
- Программа курса
- Раздел I. Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия
- Тема 1. Введение.
- Тема 2. Развитие риторических традиций в России.
- Тема 3. Виды ораторского искусства. Судебное красноречие.
- Тема 4. Этапы подготовки речи.
- Раздел II. Риторика – искусство убеждения
- Тема 5. Законы и принципы современной общей риторики.
- Тема 6. Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства судебного оратора.
- Тема 7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли.
- Тема 8. Искусство спора. Аргументирующая речь.
- Раздел III. Основы мастерства публичного выступления
- Тема 9. Основы техники речи судебного оратора.
- Тема 10. Риторика в современном мире
- Тематический план семинарских занятий
- Планы семинарских занятий
- Раздел I. Тема 1. Семинар 1 «История античной риторики»
- Литература:
- Раздел I.Тема 2. Семинар 2:«Развитие риторических традиций в России»
- Раздел I. Тема 3. Семинар 3.:« Виды ораторского искусства. Судебное красноречие»
- Список судебных речей для риторического анализа
- Литература:
- Раздел I. Тема 4. Семинар 4.:« Судебное красноречие»
- 5.Литература:
- Раздел I. Тема 4. Семинар 5 :«Этапы подготовки речи»
- Литература:
- Раздел II. Тема 5. Семинар 6: «Законы и принципы современной риторики»
- Раздел II. Тема 6. Семинар 7: «Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства оратора»
- 4. Литература:
- Раздел II. Тема 7. Семинар 8: «Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли»
- 3. Литература:
- Раздел II. Тема 8. Семинар 9: «Искусство спора. Аргументирующая речь»
- Раздел I.Тема 9. Семинар 10:«Основы техники речи судебного оратора»
- 4. Литература:
- Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
- Контрольное задание
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная
- Вопросы для подготовки к зачету
- Темы для учебных выступлений
- План риторического анализа текста
- Фрагменты речей
- I. Горгий «Похвала Елене»
- II. Демосфен - из третьей речи «Против Филиппа»
- III. Гай Саллюстий Крисп « о заговоре Катилины»
- Приложение 3 а.И. Крылов волк и ягненок
- Лисица и сурок
- Пушки и паруса
- Крестьянин и смерть
- А.Ф. Кони фрагмент судебной речи
- Самоконтроль и самооценка оратора
- Риторика