Пушки и паруса
На корабле у Пушек с Парусами
Восстала страшная вражда.
Вот Пушки, выставясь из портов- вон носами,
Роптали так пред небесами:
"О боги! видано ль когда,
Чтобы ничтожное холстинное творенье
Равняться в пользах нам имело дерзновенье?
Что делают они во весь наш трудный путь?
Лишь только ветер станет дуть,
Они, надув спесиво грудь,
Как будто важного какого сану,
Несутся гоголем по Океану
И только чванятся; а мы - громим в боях!
Не нами ль царствует корабль наш на морях?
Не мы ль несем с собой повсюду смерть и страх?
Нет, не хотим жить боле с Парусами;
Со всеми мы без них управимся и сами,
Лети же, помоги, могущий нам Борей*,
И изорви в клочки их поскорей!"
Борей послушался - летит, дохнул, и вскоре
Насупилось и почернело море;
Покрылись тучею тяжелой небеса;
Валы вздымаются и рушатся, как горы;
Гром оглушает слух; слепит блеск молнии взоры,
Борей ревет и рвет в лоскутья Паруса,
Не стало их, утихла непогода;
Но что ж? Корабль без Парусов
Игрушкой стал и ветров и валов,
И носится он в море, как колода;
А в первой встрече со врагам,
Который вдоль его всем бортом страшно грянул,
Корабль мой недвижим: стал скоро решетом,
И с Пушками, как ключ, он ко дну канул.
Держава всякая сильна,
Когда устроены в ней все премудро части:
Оружием - врагам она грозна,
А паруса - гражданские в ней власти.
- Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин риторика
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план учебной дисциплины
- Программа курса
- Раздел I. Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия
- Тема 1. Введение.
- Тема 2. Развитие риторических традиций в России.
- Тема 3. Виды ораторского искусства. Судебное красноречие.
- Тема 4. Этапы подготовки речи.
- Раздел II. Риторика – искусство убеждения
- Тема 5. Законы и принципы современной общей риторики.
- Тема 6. Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства судебного оратора.
- Тема 7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли.
- Тема 8. Искусство спора. Аргументирующая речь.
- Раздел III. Основы мастерства публичного выступления
- Тема 9. Основы техники речи судебного оратора.
- Тема 10. Риторика в современном мире
- Тематический план семинарских занятий
- Планы семинарских занятий
- Раздел I. Тема 1. Семинар 1 «История античной риторики»
- Литература:
- Раздел I.Тема 2. Семинар 2:«Развитие риторических традиций в России»
- Раздел I. Тема 3. Семинар 3.:« Виды ораторского искусства. Судебное красноречие»
- Список судебных речей для риторического анализа
- Литература:
- Раздел I. Тема 4. Семинар 4.:« Судебное красноречие»
- 5.Литература:
- Раздел I. Тема 4. Семинар 5 :«Этапы подготовки речи»
- Литература:
- Раздел II. Тема 5. Семинар 6: «Законы и принципы современной риторики»
- Раздел II. Тема 6. Семинар 7: «Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства оратора»
- 4. Литература:
- Раздел II. Тема 7. Семинар 8: «Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли»
- 3. Литература:
- Раздел II. Тема 8. Семинар 9: «Искусство спора. Аргументирующая речь»
- Раздел I.Тема 9. Семинар 10:«Основы техники речи судебного оратора»
- 4. Литература:
- Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
- Контрольное задание
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная
- Вопросы для подготовки к зачету
- Темы для учебных выступлений
- План риторического анализа текста
- Фрагменты речей
- I. Горгий «Похвала Елене»
- II. Демосфен - из третьей речи «Против Филиппа»
- III. Гай Саллюстий Крисп « о заговоре Катилины»
- Приложение 3 а.И. Крылов волк и ягненок
- Лисица и сурок
- Пушки и паруса
- Крестьянин и смерть
- А.Ф. Кони фрагмент судебной речи
- Самоконтроль и самооценка оратора
- Риторика