Раздел II. Тема 8. Семинар 9: «Искусство спора. Аргументирующая речь»
Формируемые компетенции:
1)способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
2) способность ясно строить устную речь,
3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.
1. Риторическая разминка:
- Артикуляционная гимнастика;
- Работа над интонационным рисунком речи.
Необходимо произносить нейтральную речевую структуру (например, «На территорию России пришла весна» или «Я буду ждать Вас в 2 часа дня») со следующей интонацией:
радости;
изумления;
иронии;
горя;
возмущения;
категорического требования;
приказа;
заветного желания;
просьбы;
угрозы;
интриги.
2.Вопросы для обсуждения
Основные виды спора (дискуссия, полемика, диспут) и виды обсуждения проблемы (дебаты, прения).
Функции и разновидности аргументирующей речи.
Специфика риторической аргументации.
Работа с аргументами и их расположение.
3.Практические задания
Сделайте риторический анализ одной из речей, изменивших ход истории, приготовьтесь выступить публично.(План риторического анализа текста см. в Приложении 1)
Список речей для риторического анализа
Королева Елизавета I «У меня сердце и дух короля»
Король Карл I «Я ухожу от мирского венца к венцу терновому»
Оливер Кромвель «Именем Бога, вон!»
Джордж Вашингтон «Горячая привязанность одной нации к другой чревата самыми разными дурными последствиями»
Томас Джефферсон «Все мы республиканцы, все мы федералисты»
Наполеон Бонапарт «Солдаты моей старой гвардии! Я прощаюсь с вами»
Авраам Линкольн «Восемь десятков и семь лет назад наши отцы создали на этом континенте новую нацию…»
Мари Кюри «Научная история радия прекрасна»
Мохандас Ганди «Индии нет спасенья»
Владимир Ильич Ленин «Вся власть Советам!»
Адольф Гитлер «Мое терпение на исходе»
Иосиф Сталин «Сделать все, чтобы эта война длилась как можно дольше»
Уинстон Черчилль «Мне нечего предложить, кроме своей крови, тяжкого труда, слез и пота». «Это был час их величайшей доблести». «Никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим»
Вячеслав Молотов «Беспримерное в истории цивилизованных народов вероломство»
Франклин Делано Рузвельт «Единственное, чего мы должны бояться, — это страх»
Шарль де Голль «Пламя французского Сопротивления не должно угаснуть — и не угаснет»
Джордж Паттон-младший «Я собственноручно пристрелю этого сукина сына оклейщика обоев Гитлера»
Император Хирохито «Враг применил новую, самую разрушительную бомбу»
Джавахарлал Неру «Когда пробьет полночный час и весь мир будет спокойно спать, Индия проснется, чтобы жить и быть свободной»
Джулиус Роберт Оппенгеймер «Мы сделали эту работу, потому что она была органически необходима»
Дуглас Макартур «Я только что покинул ваших сыновей, дерущихся в Корее… Они отличные ребята»
Нельсон Мандела «Я - первый обвиняемый». «Наконец-то мы свободны!»
Имон де Валера «Все они были добрыми людьми»
Джон Кеннеди «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас; просите, что вы можете сделать для своей страны». «Ich bin ein Berliner»
Мартин Лютер Кинг «У меня есть мечта». «Я видел землю обетованную»
Малкольм Экс «Нельзя ненавидеть корни дерева, не испытывая ненависти к самому дереву»
Голда Меир «Остановите кровопролитие!»
Ричард Никсон «Белый дом не станет себя обелять»
Индира Ганди «Женское образование даже важнее, чем образование мальчиков и мужчин»
Хаим Герцог «Ненависть, невежество и злоба»
Мать Тереза «Любовь начинается с дома»
Папа Иоанн Павел II «Свобода нашей Польши обходится нам так дорого»
Рональд Рейган «Господин Горбачев, снесите эту стену!»
Михаил Горбачев «Свобода выбора — всеобщий принцип, и он не должен знать исключений»
Фредерик де Клерк «Настало время переговоров»
Фидель Кастро «Речь Фиделя Кастро на заседании ГА ООН в 1960 г.»
Вацлав Гавел «Мы живем в зараженной моральной среде»
Джордж Буш-младший «Великий народ вынужден защитить великую страну»
- Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин риторика
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план учебной дисциплины
- Программа курса
- Раздел I. Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия
- Тема 1. Введение.
- Тема 2. Развитие риторических традиций в России.
- Тема 3. Виды ораторского искусства. Судебное красноречие.
- Тема 4. Этапы подготовки речи.
- Раздел II. Риторика – искусство убеждения
- Тема 5. Законы и принципы современной общей риторики.
- Тема 6. Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства судебного оратора.
- Тема 7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли.
- Тема 8. Искусство спора. Аргументирующая речь.
- Раздел III. Основы мастерства публичного выступления
- Тема 9. Основы техники речи судебного оратора.
- Тема 10. Риторика в современном мире
- Тематический план семинарских занятий
- Планы семинарских занятий
- Раздел I. Тема 1. Семинар 1 «История античной риторики»
- Литература:
- Раздел I.Тема 2. Семинар 2:«Развитие риторических традиций в России»
- Раздел I. Тема 3. Семинар 3.:« Виды ораторского искусства. Судебное красноречие»
- Список судебных речей для риторического анализа
- Литература:
- Раздел I. Тема 4. Семинар 4.:« Судебное красноречие»
- 5.Литература:
- Раздел I. Тема 4. Семинар 5 :«Этапы подготовки речи»
- Литература:
- Раздел II. Тема 5. Семинар 6: «Законы и принципы современной риторики»
- Раздел II. Тема 6. Семинар 7: «Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства оратора»
- 4. Литература:
- Раздел II. Тема 7. Семинар 8: «Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли»
- 3. Литература:
- Раздел II. Тема 8. Семинар 9: «Искусство спора. Аргументирующая речь»
- Раздел I.Тема 9. Семинар 10:«Основы техники речи судебного оратора»
- 4. Литература:
- Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
- Контрольное задание
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная
- Вопросы для подготовки к зачету
- Темы для учебных выступлений
- План риторического анализа текста
- Фрагменты речей
- I. Горгий «Похвала Елене»
- II. Демосфен - из третьей речи «Против Филиппа»
- III. Гай Саллюстий Крисп « о заговоре Катилины»
- Приложение 3 а.И. Крылов волк и ягненок
- Лисица и сурок
- Пушки и паруса
- Крестьянин и смерть
- А.Ф. Кони фрагмент судебной речи
- Самоконтроль и самооценка оратора
- Риторика