Вопрос 5. Категория стиля. Определение. Проблема поэтического языка в работах русских литературоведов.
Индивидуальным воплощением художественного метода является стиль. Если метод определяет общее направление творчества, стиль отражает индивидуальные свойства художника слова. Согласно с метким высказыванием Л. Тимофеева, «в методе находят в первую очередь то общее, что связывает художников, а в стиле - то индивидуальное, что разделяет их: личный опыт, талант, манеру письма». Стиль - это совокупность художественных особенностей литературного произведения. В более широком понимании стилем также называют систему художественных средств и приемов в творчестве отдельного писателя, группы писателей (течения или направления), целых литературных эпох.
Понятие стиля сегодня является многогранным, а во многих аспектах - неопределенным. О стиле говорят не только в литературоведении, а и в лингвистике, искусствоведении, эстетике, культурологии. В разнообразных областях общественной жизни и быта также применяют понятие стиля (стиль работы, стиль одежды, стиль игры и т. П.). В литературоведении многозначность понятия также наблюдается: исследователи рассматривают стиль эпохи и стиль направления и течения, стиль писателя и стиль определенного периода его творчества, стиль произведения и стиль его отдельного элемента. Одни литературоведы считают правомерной такую универсальность категории стиля, другие утверждают, что возможно вести речь лишь об индивидуальном стиле писателя, третьи - лишь о «великих» стилях, связанных с эпохами и литературным направлением.
Самым распространенным в науке о литературе является понимание стиля как индивидуальной творческой манеры, «творческого лица» отдельного писателя. Александр Блок утверждал «Поэты интересны не тем, что у них есть общего, а тем, чем они отличаются друг от друга». Стиль писателя связан не только с избранным художественным методом, но и с творческой индивидуальностью художника. Согласно знаменитому афоризму французского ученого Бюффона, «стиль - это человек». Интересно, что такой подход к стилю имел место еще в античные времена. Выдающийся древнегреческий философ Платон, отмечая связь стиля с творческой индивидуальностью, писал: «Каким является стиль, таким является характер». А древнеримский драматург Сенека говорил, что стиль «является лицом души». Многие из литераторов XX века также подобно объясняют стиль. Так А. Блок отмечал: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу за стилем…». Стиль литературного произведения связан не только с «содержанием души» его автора. За стилем можно увидеть также и образы произведения, героев, характеры, идейное содержание.
Некоторые ученые рассматривают индивидуальный писательский стиль как своеобразие языка. Однако такой взгляд, характерный для стилистики как раздела языкознания, для исследования явлений литературы является слишком узким. В. Жирмунский писал: «В понятие стиля литературного произведения входят не только языковые средства, но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощенное словесными средствами, но не такие, которые исчерпывается словами». Все это - носители стиля. К ним можно отнести также сюжет и жанр. Стиль - это явление целостное. Согласно с высказыванием В. Жирмунского, понятие стиля «…означает не только фактическое сосуществование разных приемов.., а внутреннюю взаимную их обусловленность, органическую или систематическую связь, которая существует между отдельными приемами». И хотя стиль связан с категорией художественной формы, с оригинальным использованием определенных художественных приемов и средств, необходимо видеть в стиле также и связь с содержанием произведения, с его идеей, проблематикой, писательским мировоззрением.
Тот же В. Жирмунский утверждает: «Художественный стиль писателя являет собой выражение его мировоззрения, воплощенное в образах языковыми средствами». Поэтому-то стиль как явление формы «невозможно изучать в отрыве от идейно образного содержания произведения». Индивидуальный стиль - явление неповторимое. Он является свидетельством художественного таланта автора. Недаром великий Гете считал, что далеко не все писатели имеют свой стиль. Стиль, по мнению Гете, является наивысшей степенью художественного совершенства, которой достигают лишь отдельные мастера. К средним литераторам автор «Фауста» применяет термин «манера», а для «наихудших» - «наследование». Тем, чем для Гете является «стиль», для В. Белинского является «состав»- в XIX веке это распространенное понятие было синонимическим стилю.
Состав, по мнению Белинского, - «…это сам талант, сама мысль. Состав - это рельефность, наглядность мысли; в составе весь человек; состав всегда оригинален, как личность, характер. По почерку опознают руку человека и по почерку определяют достоверность собственноручной подписи человека - по составу опознают великого писателя, как за кистью - картину великого живописца». Похожее мнение выражает и Антон Чехов: «Если у автора нет «состава», он никогда не будет писателем». Величайшие писатели всегда уделяют огромное внимание своему стилю, работе над ним. «Все, что у меня есть, - это мой стиль», - говорил блестящий стилист Владимир Набоков. Благодаря стилю художник творчески воспроизводит или превращает, художественно прорабатывает жизненный материал. Общие темы, проблемы, события приобретают в индивидуальном стиле писателя свою художественную неповторимость, ведь они «пропускаются» через личность художника.
- Введение в литературоведение.
- Вопрос 1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения. История происхождения науки «литературоведение».
- Вопрос 2.Лирические жанры: элегия, ода (краткая характеристика).
- Вопрос 3. Специфика гуманитарных наук. Литературоведение и другие гуманитарные дисциплины (история, лингвистика, эстетика и т.Д.)
- Вопрос 4. Эпические жанры: роман, рассказ, новелла, повесть (краткая характеристика).
- Вопрос 5. Категория стиля. Определение. Проблема поэтического языка в работах русских литературоведов.
- Вопрос 6. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма (краткая характеристика).
- Вопрос 7. Категории «образ», «символ», «миф», «аллегория» как различные способы художественного сообщения.
- Вопрос 8. Жанр литературный. Проблема определения категории жанра. Её историческая изменчивость.
- Вопрос 10. Лирический субъект: основные формы представления в лирическом произведении.
- Вопрос 11. Вопрос о сущности литературы: обоснование постановки и варианты ответа. Литература как искусство слова и ее отличие от других искусств.
- Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 13. Категория «эстетического»: основные особенности. Художественная и нехудожественная литература: основные отличия. Историческая подвижность границ художественной литературы.
- Вопрос 14. Эпос как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 15. Категория авторства. Способы авторского присутствия в тексте.
- Вопрос 16. Драма как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 17. Основные подходы к рассмотрению формы и содержания в литературном произведении.
- Вопрос 20. Силлабо-тоника: основный стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий).
- Вопрос 22. Основные системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
- Вопрос 23. Заглавие, подзаголовок, дата и место написания произведения и их содержательно-композиционная роль.
- Вопрос 24. Стих и проза как способы организации художественной речи. Специфика и разграничение их современными литературоведами.
- Вопрос 26.Пародия как особый тип литературного произведения. Роль пародии в литературной эволюции в концепции ю.Тынянова. Пародийность и пародичность.
- Вопрос 27. Содержательный уровень произведения: тема, идея, проблема, мотив.
- Вопрос 30. Литературные реминисценции: функции, разновидности. Концепция интертекстуальности.
- Вопрос 31. Условность и жизнеподобие как два вектора построения художественного мира произведения.
- Вопрос 33. Гротеск и фантастическое в литературе.
- Вопрос 34. Заголовочный комплекс, его роль в композиции литературного произведения.
- Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.
- Вопрос 36. Механизмы изменения и развития литературы.
- Вопрос 37 Роль и функции пейзажа в литературном произведении.
- Вопрос 38. Маргинальные области литературы (массовая литературы, наивная литература и т.Д)
- Вопрос 39. Потрет в литературном произведении: роль в изображении персонажа, типы литературного портретирования.
- Вопрос 41 Время и пространство как формы существования художественного мира литературного произведения. Понятие «хронотоп» в работе м.Батина «Формы времени и хронотопа в романе».
- Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.
- Вопрос 44. Сюжет и фабула. Основные концепции сюжета.
- Вопрос 45. Повествование как композиционная форма организации прозаического высказывания: свойства, роль в структуре художественного целого. Нарратологические концепции повествования.
- Вопрос 46. Художественный конфликт как основа динамики содержания произведения, его роль в организации сюжета, построении системы персонажей, в организации смыслового уровня произведения.
- Вопрос 48. Описание: основные особенности, роль в литературном произведении.