Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.
Говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта. Вполне естественно, что вещи, неизменно присутствующие в человеческой реальности, становятся одной из составных частей реальности художественно претворенной.
ВЕЩЬ И ЕЕ АКСЕССУАРНАЯ ФУНКЦИЯ
Вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей. Вещный ряд мотивирован излагаемыми обстоятельствами и рассчитан на определенную осведомленность читателя. Но внимание к вещи, плотность и точность изображения вещного мира у разных писателей и в разные эпохи - величины весьма непостоянные.
Таким образом, даже аксессуарная, бытовая вещь, описание интерьера исподволь создают атмосферу, в которой только и возможны предлагаемые автором сюжеты и характеры.
ВЕЩЬ И ПЕРСОНАЖ
Вещь может выступать в характерологической функции. Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа. Вещи становятся косвенными знаками эволюции персонажа. Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу. Вещный ряд, связывающий персонажей художественного мира произведения, также проясняет концепцию автора. Вещь способна передавать психологическое состояние персонажа. Вещи во многом апеллируют к пониманию самой личностной полноты персонажа.
Метафора человека-вещи – одна из самых трагических в литературе XIX- XX веков. Однако есть и противоположная тенденция – одухотворение вещи.
Вещи все чаще становятся источником впечатлений, переживаний раздумий, соотносятся с личным, пережитым, памятью. Важно и то, что любая вещь может стать ценной, ибо ценность ее определяется личностью. Обыденные вещи могут утратить свой «вещный» статус, стать чудесным прозрением духовного измерения бытия.
ВЕЩЬ И КОНЦЕПЦИЯ МИРА: миромоделирующая функция вещей
Вещи могут быть интересны писателю сами по себе, независимо от их связей с конкретным персонажем. Они способны отразить уклад жизни в целом, как понимает его автор. Нет смысла говорить о том, что концепция мира художественного произведения – «вещь» штучная, и подход к ней неосуществим без понимания всего мировоззренческого «интерьера» автора. Иначе говоря, рассматривая авторскую концепцию мира, читатель должен проникнуться мироощущением автора, знать о его философских, религиозных, эстетических и прочих взглядах.
Итак, авторская концепция мира включает вещный ряд, по-своему его интерпретирует, помещает в центр или на периферию, в зависимости от мировоззренческой позиции художника.
ВЕЩЬ И ЕЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Значимость предмета в системе символической, мифологической, обрядовой и др. в ряде случаев позволяет существенно углубить осмысление концепций мира и персонажа в произведении, выявить связи данного текста с мощным пластом «вечных тем» и мотивов.
Подводя итог, подчеркнем многофункциональность вещи в художественном мире произведения, а именно: ее естественное включение в воссоздание материальной культуры изображаемого мира; способность «веществовать» в «духовном пространстве», соотносясь с концепциями героя и мира; а также выступать как самостоятельная смыслообразующая единица анализа (лейтмотив). Отсутствие вещи – минус-прием настолько же красноречивый для интерпретации текста, насколько и ее явленность.
- Введение в литературоведение.
- Вопрос 1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения. История происхождения науки «литературоведение».
- Вопрос 2.Лирические жанры: элегия, ода (краткая характеристика).
- Вопрос 3. Специфика гуманитарных наук. Литературоведение и другие гуманитарные дисциплины (история, лингвистика, эстетика и т.Д.)
- Вопрос 4. Эпические жанры: роман, рассказ, новелла, повесть (краткая характеристика).
- Вопрос 5. Категория стиля. Определение. Проблема поэтического языка в работах русских литературоведов.
- Вопрос 6. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма (краткая характеристика).
- Вопрос 7. Категории «образ», «символ», «миф», «аллегория» как различные способы художественного сообщения.
- Вопрос 8. Жанр литературный. Проблема определения категории жанра. Её историческая изменчивость.
- Вопрос 10. Лирический субъект: основные формы представления в лирическом произведении.
- Вопрос 11. Вопрос о сущности литературы: обоснование постановки и варианты ответа. Литература как искусство слова и ее отличие от других искусств.
- Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 13. Категория «эстетического»: основные особенности. Художественная и нехудожественная литература: основные отличия. Историческая подвижность границ художественной литературы.
- Вопрос 14. Эпос как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 15. Категория авторства. Способы авторского присутствия в тексте.
- Вопрос 16. Драма как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 17. Основные подходы к рассмотрению формы и содержания в литературном произведении.
- Вопрос 20. Силлабо-тоника: основный стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий).
- Вопрос 22. Основные системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
- Вопрос 23. Заглавие, подзаголовок, дата и место написания произведения и их содержательно-композиционная роль.
- Вопрос 24. Стих и проза как способы организации художественной речи. Специфика и разграничение их современными литературоведами.
- Вопрос 26.Пародия как особый тип литературного произведения. Роль пародии в литературной эволюции в концепции ю.Тынянова. Пародийность и пародичность.
- Вопрос 27. Содержательный уровень произведения: тема, идея, проблема, мотив.
- Вопрос 30. Литературные реминисценции: функции, разновидности. Концепция интертекстуальности.
- Вопрос 31. Условность и жизнеподобие как два вектора построения художественного мира произведения.
- Вопрос 33. Гротеск и фантастическое в литературе.
- Вопрос 34. Заголовочный комплекс, его роль в композиции литературного произведения.
- Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.
- Вопрос 36. Механизмы изменения и развития литературы.
- Вопрос 37 Роль и функции пейзажа в литературном произведении.
- Вопрос 38. Маргинальные области литературы (массовая литературы, наивная литература и т.Д)
- Вопрос 39. Потрет в литературном произведении: роль в изображении персонажа, типы литературного портретирования.
- Вопрос 41 Время и пространство как формы существования художественного мира литературного произведения. Понятие «хронотоп» в работе м.Батина «Формы времени и хронотопа в романе».
- Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.
- Вопрос 44. Сюжет и фабула. Основные концепции сюжета.
- Вопрос 45. Повествование как композиционная форма организации прозаического высказывания: свойства, роль в структуре художественного целого. Нарратологические концепции повествования.
- Вопрос 46. Художественный конфликт как основа динамики содержания произведения, его роль в организации сюжета, построении системы персонажей, в организации смыслового уровня произведения.
- Вопрос 48. Описание: основные особенности, роль в литературном произведении.