logo
Vvedenie_v_literaturovedenie

Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.

Говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома,  личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта. Вполне естественно, что вещи, неизменно присутствующие в человеческой реальности, становятся одной из составных частей реальности художественно претворенной.  

ВЕЩЬ И ЕЕ АКСЕССУАРНАЯ ФУНКЦИЯ 

Вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей. Вещный ряд мотивирован излагаемыми обстоятельствами и рассчитан на определенную осведомленность читателя. Но внимание к вещи, плотность и точность изображения вещного мира у разных писателей и в разные эпохи - величины весьма непостоянные.  

Таким образом, даже аксессуарная, бытовая вещь, описание интерьера исподволь создают атмосферу, в которой только и возможны предлагаемые автором сюжеты и характеры.  

ВЕЩЬ И ПЕРСОНАЖ

Вещь может выступать  в характерологической функции. Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа. Вещи становятся косвенными знаками эволюции персонажа. Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу. Вещный ряд, связывающий персонажей художественного мира произведения, также проясняет концепцию автора. Вещь способна передавать психологическое состояние персонажа. Вещи  во многом апеллируют к пониманию самой личностной полноты персонажа.

Метафора человека-вещи – одна из самых  трагических в литературе XIX- XX веков. Однако есть и противоположная тенденция – одухотворение вещи.

Вещи все чаще становятся источником впечатлений, переживаний раздумий, соотносятся с личным, пережитым, памятью. Важно и то, что любая вещь может стать ценной, ибо ценность ее определяется личностью. Обыденные  вещи могут утратить свой «вещный» статус, стать чудесным прозрением духовного измерения бытия.  

ВЕЩЬ И КОНЦЕПЦИЯ МИРА: миромоделирующая функция вещей

Вещи могут быть интересны писателю сами по себе, независимо от их связей с конкретным персонажем. Они способны отразить уклад жизни в целом, как понимает его автор. Нет смысла говорить о том, что концепция мира художественного произведения – «вещь» штучная, и подход к ней неосуществим без понимания всего мировоззренческого «интерьера» автора. Иначе говоря, рассматривая авторскую концепцию мира,  читатель должен проникнуться мироощущением автора, знать о его философских, религиозных, эстетических и прочих  взглядах.    

Итак, авторская концепция мира включает вещный ряд, по-своему его интерпретирует, помещает в центр или на периферию, в зависимости от мировоззренческой позиции художника.

ВЕЩЬ И ЕЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Значимость предмета в системе символической, мифологической, обрядовой и др. в ряде случаев позволяет существенно углубить осмысление концепций мира и персонажа в произведении, выявить связи данного текста с мощным пластом «вечных тем» и мотивов.   

Подводя итог, подчеркнем многофункциональность вещи в художественном мире произведения, а именно: ее естественное включение в  воссоздание материальной культуры изображаемого мира; способность «веществовать» в «духовном пространстве», соотносясь с концепциями героя и мира; а также выступать как самостоятельная смыслообразующая единица анализа (лейтмотив). Отсутствие вещи – минус-прием настолько же красноречивый для интерпретации текста, насколько и ее  явленность.