logo
Vvedenie_v_literaturovedenie

Вопрос 16. Драма как литературный род: формально-содержательная характеристика.

Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношение. Подобному автору эпическому, повествовательного произведения, драматург подчинен закону “развивающегося действия”. Но развернутое, повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы список действующих лиц, иногда сопровождаемый их краткими характеристиками, обозначение времени и места действия, описание сценической обстановке в начале актов и эпизодов, а так же комментарии к отдельным репликам героев и ремарки. Всё это составляет лишь побочный текст драматического произведения. Основной же его текст – это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы (сравнительно с эпосом). Писатель – драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа. И характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшой свободой и полнотой чем в эпосе. При этом драматурги вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театра.

Вместе с тем у автора пьесы есть преимущества. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к другому. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. Персонажы драмы обмениваются репликами без заметных ременных интервалов. Цепь диалогов и монологов создает в драме иллюзию настоящего времени. Между тем что изображается, и читателем нет посредника повествователя. Действие воссоздается в драме с максимальной непосредственностью.

Драма ориентирована на требования сцены.

Драма имеет как бы две жизни : театральную и литературную.

Давняя истина остается в силе : важнейшее, главное предназначение драмы – это сцена. Сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. При этом для театра значим принцип верности прочтения литературы. Сценические постановки правомерны лишь в тех случаях, когда имеется согласие режиссера и актеров с кругом идей писателя драматурга, когда деятели сцены внимательны к самому тексту.

В прошлые века драма не только успешно соперничала с эпосом, но и нередко становилась ведущей формой художественного произведения.