Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.
В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания : эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы , впечатления, внерациональные ощущения и устремления.
В лирике и только в ней система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.
Лирику неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешние ему реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным усвоение состояния не только сознания, но и бытия. Таковы философские пейзажные и гражданские стихотворения.
Лирика тяготеет главным образом к малой форме. Хотя и существует жанр лирической поэмы. Принцип лирического рода литературы “как можно короче и как можно полнее”.
Состояние человеческого сознания воплощается в лирике по разному : либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексией, либо по преимуществу косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком–то событии (повествовательная лирика). Лирика, несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпическом повествовании. Речь лирического произведения исполнена экспрессией, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях и , главное, в фонетико-ритмическом
построении текста. На первый план в лирике выдвигаются семантико-фонетические эффекты в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе.
Носителя переживаний, выраженного в лирике, часто называют лирическим героем. Лирический герой – один из типов лирического субъекта.
О лирическом герое говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а так же творчество поэта в целом. Это – весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей – рассказчиков, о внутреннем мире которых мы , как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя.
Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, но оказывается от него неотличным. Лирика в основном ее массиве автопсихологична.
Для лирической поэзии характерна не моносубъектность, а интерсубъектность, т.е. запечатление взаимодействующих сознаний.
Полно воспринять лирическое произведение - это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их, как нечто своё собственное, личное. С помощью сгущенных поэтических формул лирического произведения между автором и читателем устанавливается контакт. Чувства поэта становится одновременно и нашими чувствами.
Автор и его читатель образуют некое единое, нераздельно “мы”. И в этом состоит особое обаяние лирики.
- Введение в литературоведение.
- Вопрос 1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения. История происхождения науки «литературоведение».
- Вопрос 2.Лирические жанры: элегия, ода (краткая характеристика).
- Вопрос 3. Специфика гуманитарных наук. Литературоведение и другие гуманитарные дисциплины (история, лингвистика, эстетика и т.Д.)
- Вопрос 4. Эпические жанры: роман, рассказ, новелла, повесть (краткая характеристика).
- Вопрос 5. Категория стиля. Определение. Проблема поэтического языка в работах русских литературоведов.
- Вопрос 6. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма (краткая характеристика).
- Вопрос 7. Категории «образ», «символ», «миф», «аллегория» как различные способы художественного сообщения.
- Вопрос 8. Жанр литературный. Проблема определения категории жанра. Её историческая изменчивость.
- Вопрос 10. Лирический субъект: основные формы представления в лирическом произведении.
- Вопрос 11. Вопрос о сущности литературы: обоснование постановки и варианты ответа. Литература как искусство слова и ее отличие от других искусств.
- Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 13. Категория «эстетического»: основные особенности. Художественная и нехудожественная литература: основные отличия. Историческая подвижность границ художественной литературы.
- Вопрос 14. Эпос как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 15. Категория авторства. Способы авторского присутствия в тексте.
- Вопрос 16. Драма как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 17. Основные подходы к рассмотрению формы и содержания в литературном произведении.
- Вопрос 20. Силлабо-тоника: основный стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий).
- Вопрос 22. Основные системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
- Вопрос 23. Заглавие, подзаголовок, дата и место написания произведения и их содержательно-композиционная роль.
- Вопрос 24. Стих и проза как способы организации художественной речи. Специфика и разграничение их современными литературоведами.
- Вопрос 26.Пародия как особый тип литературного произведения. Роль пародии в литературной эволюции в концепции ю.Тынянова. Пародийность и пародичность.
- Вопрос 27. Содержательный уровень произведения: тема, идея, проблема, мотив.
- Вопрос 30. Литературные реминисценции: функции, разновидности. Концепция интертекстуальности.
- Вопрос 31. Условность и жизнеподобие как два вектора построения художественного мира произведения.
- Вопрос 33. Гротеск и фантастическое в литературе.
- Вопрос 34. Заголовочный комплекс, его роль в композиции литературного произведения.
- Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.
- Вопрос 36. Механизмы изменения и развития литературы.
- Вопрос 37 Роль и функции пейзажа в литературном произведении.
- Вопрос 38. Маргинальные области литературы (массовая литературы, наивная литература и т.Д)
- Вопрос 39. Потрет в литературном произведении: роль в изображении персонажа, типы литературного портретирования.
- Вопрос 41 Время и пространство как формы существования художественного мира литературного произведения. Понятие «хронотоп» в работе м.Батина «Формы времени и хронотопа в романе».
- Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.
- Вопрос 44. Сюжет и фабула. Основные концепции сюжета.
- Вопрос 45. Повествование как композиционная форма организации прозаического высказывания: свойства, роль в структуре художественного целого. Нарратологические концепции повествования.
- Вопрос 46. Художественный конфликт как основа динамики содержания произведения, его роль в организации сюжета, построении системы персонажей, в организации смыслового уровня произведения.
- Вопрос 48. Описание: основные особенности, роль в литературном произведении.