logo
Vvedenie_v_literaturovedenie

Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания : эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы , впечатления, внерациональные ощущения и устремления.

В лирике и только в ней система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирику неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешние ему реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным усвоение состояния не только сознания, но и бытия. Таковы философские пейзажные и гражданские стихотворения.

Лирика тяготеет главным образом к малой форме. Хотя и существует жанр лирической поэмы. Принцип лирического рода литературы “как можно короче и как можно полнее”.

Состояние человеческого сознания воплощается в лирике по разному : либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексией, либо по преимуществу косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком–то событии (повествовательная лирика). Лирика, несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпическом повествовании. Речь лирического произведения исполнена экспрессией, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях и , главное, в фонетико-ритмическом

построении текста. На первый план в лирике выдвигаются семантико-фонетические эффекты в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе.

Носителя переживаний, выраженного в лирике, часто называют лирическим героем. Лирический герой – один из типов лирического субъекта.

О лирическом герое говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а так же творчество поэта в целом. Это – весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей – рассказчиков, о внутреннем мире которых мы , как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя.

Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, но оказывается от него неотличным. Лирика в основном ее массиве автопсихологична.

Для лирической поэзии характерна не моносубъектность, а интерсубъектность, т.е. запечатление взаимодействующих сознаний.

Полно воспринять лирическое произведение - это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их, как нечто своё собственное, личное. С помощью сгущенных поэтических формул лирического произведения между автором и читателем устанавливается контакт. Чувства поэта становится одновременно и нашими чувствами.

Автор и его читатель образуют некое единое, нераздельно “мы”. И в этом состоит особое обаяние лирики.