logo
Vvedenie_v_literaturovedenie

Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.

Пространство может пониматься

1.      как пространство, возникающее внутри сообщения;

2.      как пространство самого сообщения;

3.      как пространство, индуцируемое сообщением.

Пространство самого сообщения позволяет тексту быть выраженным определённым языком и тем самым:

а. функционировать в качестве вторичной моделирующей системы по отношению к естественному языку, (парадигматический аспект)

б. функционировать в отношении прочих сообщений, т.е. иметь стиль и жанр, (синтагматический аспект)

в. быть повествовательно оформленным

Время может пониматься

1.      как время, возникающее внутри сообщения;

2.      как время самого сообщения;

3.      как время, индуцируемое сообщением.

Время самого сообщения позволяет учитывать

а. хронотоп создания текста (в смысле исторического контекста),

б. хронотоп прочтения текста (в смысле исторического контекста),

в. хронотопы возможных трансформаций текста (переводы).

Время в литературе – временной ряд в различных аспектах воплощения, функционирования и восприятия его в произведениях художественной литературы как явлении искусства. В литературном произведении участвуют три субъекта – автор-творец, герой, читатель-реципиент, поэтому время и текст следует мыслить в следующей взаимной связи друг с другом: реальное время создания (эпоха, дата, непосредственно длительность процесса), время функционирования произведения искусства слова как материального объекта среди других объектов реальной действительности (книга, рукопись, выдолбленная на камне надпись, берестяная грамота и под.), время его восприятия (Б.В.Томашевский–время повествования) читателем (Ю.М.Лотман–расшифровка семиотических кодов, текст как “смысловой генератор”).

Художественное пространство может быть точечным, линеар­ным, плоскостным или объемным. Второе и третье могут иметь также горизонтальную или вертикальную направленность. Линеарное пространство может включать или не включать в себя понятие направленности. При наличии этого признака (образом линеарного направленного пространства, характеризующегося релевантностью признака длины и нерелевантностью признака ширины, в искусстве часто является дорога) линеарное пространство становится удобным художественным языком для моделирования темпоральных категорий («жизненный путь», «дорога» как средство развертывания характера во времени). Следовательно, непосредственно художественное время – время как “четвертая координата” художественного мира: действительности героя (концептуальное время – объективированный фон художественных событий, моделирование внешней реальности в адекватных для реципиента формах) и действительности субъекта изображения (перцептуальное время – постановка реально существующих объектов в иные системы отношений, элементы приобретают особенности, присущие в реальном мире объектам совершенно иной природы, например, пейзаж – черты настроения, животные – черты разумности и свойства человеческого характера).

Художественное пространство в литературном произведении, по

мнению Ю. М. Лотмана, это «континуум, в котором размещаются

персонажи и совершается действие» (Лотман 1988, с.258). Пространство

текста, считает исследователь, есть индивидуальная (авторская) модель

мира в его пространственном представлении, выражающаяся в

художественном тексте. Пространство текста как индивидуальная модель

мира существует, будучи обусловленной «присущим данной культуре

семиотическим пространством» (Лотман 1996, с.165). Следовательно,

пространство текста уточняется – это семиотическое пространство,

образуемое знаками; знаковость – признак, по которому мы его выделяем.

Оно входит в другое, более обширное семиотическое пространство данной

культуры – «это пространство мы определяем как семиосферу».