Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.
Пространство может пониматься
1. как пространство, возникающее внутри сообщения;
2. как пространство самого сообщения;
3. как пространство, индуцируемое сообщением.
Пространство самого сообщения позволяет тексту быть выраженным определённым языком и тем самым:
а. функционировать в качестве вторичной моделирующей системы по отношению к естественному языку, (парадигматический аспект)
б. функционировать в отношении прочих сообщений, т.е. иметь стиль и жанр, (синтагматический аспект)
в. быть повествовательно оформленным
Время может пониматься
1. как время, возникающее внутри сообщения;
2. как время самого сообщения;
3. как время, индуцируемое сообщением.
Время самого сообщения позволяет учитывать
а. хронотоп создания текста (в смысле исторического контекста),
б. хронотоп прочтения текста (в смысле исторического контекста),
в. хронотопы возможных трансформаций текста (переводы).
Время в литературе – временной ряд в различных аспектах воплощения, функционирования и восприятия его в произведениях художественной литературы как явлении искусства. В литературном произведении участвуют три субъекта – автор-творец, герой, читатель-реципиент, поэтому время и текст следует мыслить в следующей взаимной связи друг с другом: реальное время создания (эпоха, дата, непосредственно длительность процесса), время функционирования произведения искусства слова как материального объекта среди других объектов реальной действительности (книга, рукопись, выдолбленная на камне надпись, берестяная грамота и под.), время его восприятия (Б.В.Томашевский–время повествования) читателем (Ю.М.Лотман–расшифровка семиотических кодов, текст как “смысловой генератор”).
Художественное пространство может быть точечным, линеарным, плоскостным или объемным. Второе и третье могут иметь также горизонтальную или вертикальную направленность. Линеарное пространство может включать или не включать в себя понятие направленности. При наличии этого признака (образом линеарного направленного пространства, характеризующегося релевантностью признака длины и нерелевантностью признака ширины, в искусстве часто является дорога) линеарное пространство становится удобным художественным языком для моделирования темпоральных категорий («жизненный путь», «дорога» как средство развертывания характера во времени). Следовательно, непосредственно художественное время – время как “четвертая координата” художественного мира: действительности героя (концептуальное время – объективированный фон художественных событий, моделирование внешней реальности в адекватных для реципиента формах) и действительности субъекта изображения (перцептуальное время – постановка реально существующих объектов в иные системы отношений, элементы приобретают особенности, присущие в реальном мире объектам совершенно иной природы, например, пейзаж – черты настроения, животные – черты разумности и свойства человеческого характера).
Художественное пространство в литературном произведении, по
мнению Ю. М. Лотмана, это «континуум, в котором размещаются
персонажи и совершается действие» (Лотман 1988, с.258). Пространство
текста, считает исследователь, есть индивидуальная (авторская) модель
мира в его пространственном представлении, выражающаяся в
художественном тексте. Пространство текста как индивидуальная модель
мира существует, будучи обусловленной «присущим данной культуре
семиотическим пространством» (Лотман 1996, с.165). Следовательно,
пространство текста уточняется – это семиотическое пространство,
образуемое знаками; знаковость – признак, по которому мы его выделяем.
Оно входит в другое, более обширное семиотическое пространство данной
культуры – «это пространство мы определяем как семиосферу».
- Введение в литературоведение.
- Вопрос 1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения. История происхождения науки «литературоведение».
- Вопрос 2.Лирические жанры: элегия, ода (краткая характеристика).
- Вопрос 3. Специфика гуманитарных наук. Литературоведение и другие гуманитарные дисциплины (история, лингвистика, эстетика и т.Д.)
- Вопрос 4. Эпические жанры: роман, рассказ, новелла, повесть (краткая характеристика).
- Вопрос 5. Категория стиля. Определение. Проблема поэтического языка в работах русских литературоведов.
- Вопрос 6. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма (краткая характеристика).
- Вопрос 7. Категории «образ», «символ», «миф», «аллегория» как различные способы художественного сообщения.
- Вопрос 8. Жанр литературный. Проблема определения категории жанра. Её историческая изменчивость.
- Вопрос 10. Лирический субъект: основные формы представления в лирическом произведении.
- Вопрос 11. Вопрос о сущности литературы: обоснование постановки и варианты ответа. Литература как искусство слова и ее отличие от других искусств.
- Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 13. Категория «эстетического»: основные особенности. Художественная и нехудожественная литература: основные отличия. Историческая подвижность границ художественной литературы.
- Вопрос 14. Эпос как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 15. Категория авторства. Способы авторского присутствия в тексте.
- Вопрос 16. Драма как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 17. Основные подходы к рассмотрению формы и содержания в литературном произведении.
- Вопрос 20. Силлабо-тоника: основный стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий).
- Вопрос 22. Основные системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
- Вопрос 23. Заглавие, подзаголовок, дата и место написания произведения и их содержательно-композиционная роль.
- Вопрос 24. Стих и проза как способы организации художественной речи. Специфика и разграничение их современными литературоведами.
- Вопрос 26.Пародия как особый тип литературного произведения. Роль пародии в литературной эволюции в концепции ю.Тынянова. Пародийность и пародичность.
- Вопрос 27. Содержательный уровень произведения: тема, идея, проблема, мотив.
- Вопрос 30. Литературные реминисценции: функции, разновидности. Концепция интертекстуальности.
- Вопрос 31. Условность и жизнеподобие как два вектора построения художественного мира произведения.
- Вопрос 33. Гротеск и фантастическое в литературе.
- Вопрос 34. Заголовочный комплекс, его роль в композиции литературного произведения.
- Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.
- Вопрос 36. Механизмы изменения и развития литературы.
- Вопрос 37 Роль и функции пейзажа в литературном произведении.
- Вопрос 38. Маргинальные области литературы (массовая литературы, наивная литература и т.Д)
- Вопрос 39. Потрет в литературном произведении: роль в изображении персонажа, типы литературного портретирования.
- Вопрос 41 Время и пространство как формы существования художественного мира литературного произведения. Понятие «хронотоп» в работе м.Батина «Формы времени и хронотопа в романе».
- Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.
- Вопрос 44. Сюжет и фабула. Основные концепции сюжета.
- Вопрос 45. Повествование как композиционная форма организации прозаического высказывания: свойства, роль в структуре художественного целого. Нарратологические концепции повествования.
- Вопрос 46. Художественный конфликт как основа динамики содержания произведения, его роль в организации сюжета, построении системы персонажей, в организации смыслового уровня произведения.
- Вопрос 48. Описание: основные особенности, роль в литературном произведении.