Вопрос 37 Роль и функции пейзажа в литературном произведении.
Пейзаж – один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства (в отличие от интерьера, т.е. изображения внутренних помещений).
При литературоведческом анализе конкретного пейзажа все элементы описания рассматриваются в совокупности, иначе будет нарушена целостность предмета и его эстетического восприятия.
Пейзаж не является обязательным слагаемым художественного мира, что подчеркивает условность художественного мира. В драме пейзаж часть редуцирован, его функцию на театре могут выполнять декорации, и их особый вид – «декорации словесные», т.е. указания на место действия в речи персонажа. Театральной системой «трех единств», которая была основана на классицистической драматургии, выдвигалось требование не менять место действия, что ущемляло права пейзажа.
Однако в литературе большую часть занимают произведения, в которых есть пейзаж. И если автор включает в свой текст описания природы, то это всегда чем-то мотивированно. Пейзаж играет в произведении различную роль, часто он полифункционален.
Функции пейзажа:
1.Обозначение места и времени действия. Именно с помощью пейзажа читатель наглядно может представить себе где и когда происходят события. Иногда об этом говорят сами заглавия произведений: «Кавказ», «На Волге», «Невский проспект» и т.д. Но пейзаж это не сухое указание на время и место действия, а художественное описание, т.е. использование образного, поэтического языка.
2.Сюжетная мотивировка. Природные и, в особенности, метеорологические процессы (изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм и т.д.) могут направить течение событий в ту или иную сторону. Динамика пейзажа очень важна в хроникальных по преимуществу сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей. Пейзаж традиционно выступает атрибутом жанра путешествий, а также произведения, где основу сюжету составляет борьба человека с препятствиями, которые чинит ему природа.
3.Форма психологизма. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Показателен в этом смысле «чувствительный пейзаж» сентиментализма. Описание природы часто составляет психологический, эмоциональный фон развития сюжета. Сентиментальный пейзаж – одно из самых ярких проявлений антропоцентрической сущности человека. Пейзаж, данный через восприятие героя, - знак его психологического состояния в момент действия. Но он может говорить и об устойчивых чертах его мировосприятия, о его характере. Пейзажный образ, как знак определенного произведения (.т.е. может быть мотивом или даже лейтмотивом). Пейзажные образы в контексте рассказа приобретают богатую символику, становятся многозначными.
4.Пейзаж как форма присутствия автора (косвенная оценка героя, происходящих событий и пр.). Можно выделить различные способы передачи авторского отношения к происходящему. Первый – точка зрения героя и автора сливаются. Второй – пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей – носителей чуждого автору мировоззрения Писатель, когда он не стремится навязывать свою точку зрения читателю, но при этом хочет быть правильно услышанным и понятым, часто именно пейзажу доверяет выражение своих взглядов. Пейзаж в литературном произведении редко бывает пейзажем вообще: обычно он имеет национальное своеобразие. Описание природы в этом качестве становится выражением патриотических чувств. Национальное своеобразие проявляется и в использовании тех или иных пейзажных образов в литературном портрете. У всех народов фиксируется устойчивая традиция обращения к пейзажным образам при создании портрета.
В произведениях с философской проблематикой через образы природы, через отношение к ней нередко выражаются основные идеи.
У пейзажа есть свои особенности в различных родах литературы. Скупее всего он представлен в драме. Из-за такой «экономичности» возрастает символическая нагрузка пейзажа. Гораздо больше возможностей для введения пейзажа, выполняющего самые разные функции в эпических произведениях. В лирике пейзаж подчеркнуто экспрессивен, часто символичен: широко используются психологический параллелизм, олицетворения, метафоры.
Литературный пейзаж имеет очень разветвленную типологию. В зависимости от предмета, или фактуры описание различают пейзажи деревенский и городской (урбанистический), степной, морской, лесной, горный, северный и южный, экзотический.
При анализе пейзажа в литературном произведении очень важно уметь увидеть следы той или иной традиции, которой автор следует сознательно или же невольно, безотчетном подражании стилям, бывшим в употреблении.
- Введение в литературоведение.
- Вопрос 1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения. История происхождения науки «литературоведение».
- Вопрос 2.Лирические жанры: элегия, ода (краткая характеристика).
- Вопрос 3. Специфика гуманитарных наук. Литературоведение и другие гуманитарные дисциплины (история, лингвистика, эстетика и т.Д.)
- Вопрос 4. Эпические жанры: роман, рассказ, новелла, повесть (краткая характеристика).
- Вопрос 5. Категория стиля. Определение. Проблема поэтического языка в работах русских литературоведов.
- Вопрос 6. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма (краткая характеристика).
- Вопрос 7. Категории «образ», «символ», «миф», «аллегория» как различные способы художественного сообщения.
- Вопрос 8. Жанр литературный. Проблема определения категории жанра. Её историческая изменчивость.
- Вопрос 10. Лирический субъект: основные формы представления в лирическом произведении.
- Вопрос 11. Вопрос о сущности литературы: обоснование постановки и варианты ответа. Литература как искусство слова и ее отличие от других искусств.
- Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 13. Категория «эстетического»: основные особенности. Художественная и нехудожественная литература: основные отличия. Историческая подвижность границ художественной литературы.
- Вопрос 14. Эпос как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 15. Категория авторства. Способы авторского присутствия в тексте.
- Вопрос 16. Драма как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 17. Основные подходы к рассмотрению формы и содержания в литературном произведении.
- Вопрос 20. Силлабо-тоника: основный стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий).
- Вопрос 22. Основные системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
- Вопрос 23. Заглавие, подзаголовок, дата и место написания произведения и их содержательно-композиционная роль.
- Вопрос 24. Стих и проза как способы организации художественной речи. Специфика и разграничение их современными литературоведами.
- Вопрос 26.Пародия как особый тип литературного произведения. Роль пародии в литературной эволюции в концепции ю.Тынянова. Пародийность и пародичность.
- Вопрос 27. Содержательный уровень произведения: тема, идея, проблема, мотив.
- Вопрос 30. Литературные реминисценции: функции, разновидности. Концепция интертекстуальности.
- Вопрос 31. Условность и жизнеподобие как два вектора построения художественного мира произведения.
- Вопрос 33. Гротеск и фантастическое в литературе.
- Вопрос 34. Заголовочный комплекс, его роль в композиции литературного произведения.
- Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.
- Вопрос 36. Механизмы изменения и развития литературы.
- Вопрос 37 Роль и функции пейзажа в литературном произведении.
- Вопрос 38. Маргинальные области литературы (массовая литературы, наивная литература и т.Д)
- Вопрос 39. Потрет в литературном произведении: роль в изображении персонажа, типы литературного портретирования.
- Вопрос 41 Время и пространство как формы существования художественного мира литературного произведения. Понятие «хронотоп» в работе м.Батина «Формы времени и хронотопа в романе».
- Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.
- Вопрос 44. Сюжет и фабула. Основные концепции сюжета.
- Вопрос 45. Повествование как композиционная форма организации прозаического высказывания: свойства, роль в структуре художественного целого. Нарратологические концепции повествования.
- Вопрос 46. Художественный конфликт как основа динамики содержания произведения, его роль в организации сюжета, построении системы персонажей, в организации смыслового уровня произведения.
- Вопрос 48. Описание: основные особенности, роль в литературном произведении.