16. Понятие дп. Типы оппозиций.
ДП-признаки,обеспечивающие различение фонем. Выявляются в противопоставлении фонем.Это такие признаки,когда только по одному признаку какая-либо фонема отличается от другой.
Типы оппозиций(Трубецкой,основы фонологии)
-Привативные оппозиции(1 из членов обладает указанным свойством-другой нет.Пример-противопост по глух/зв. Член оппозиции которому присуще наличие признака называется МАРКИРОВАННЫМ.
-Эквивалентные оппозиции-оба значение ДП логически равноправны, ни одно не является простым отрицанием другого(например противопоставление разных локальных рядов-место образования согласных)
-Градуальные оппозиции-члены которых различаются по степени проявления какого-либо признка.Например противопостоваление по подъему или оппозиция кратких,полудолгих и долгих гласных.
.Дифф.пр.-пр.,обеспечивающие различие фонем(есть еще интегральные,по ним нельзя ничего противопоставить).Выявляются в противопост.фонем.Чтобы определить,явл.ли признак дифф.,нужно найти фонему,противоп.ТОЛЬКО по этому признаку.
*Противоп.(оппозиция)делится по :
1)ПОВТОРЯЕМОСТИ. пропорц.(парные согласные)и изолированные
2)КОЛ-ВУ ПРИЗН.чистые(только по призн) и смешанные(по несколким признакам)
3)КОЛ-ВО ФОНЕМ.бинарные,2(т-ть),тернартные,3(п-т-к по месту образ.),
4)ПО КАЧ.ПРИЗН. >Привативная(если у одной фонемы призн.есть,а у др.нет,н.,д-дь,д-т) >Градуальная оппозиция(степень проявл.призн.),степень подъема гласного:а-о-у
>Эквивалентная опп.(когда призн.разные,но равноправн.,н.,п-т,п-ф)
17.НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ; »СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» ПОЗИЦИИ; РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЯВЛЕНИЮ НЕЙТРАЛИЗЦИИ; ОСНОВНЫЕ ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ.
Нейтрализация фонемных противопоставлений- наблюдение в тех или иных условиях «снятия»,неиспользования того или иного противопоставления.
Позиции максимального различения фонем-СИЛЬНЫЕ.
Позиции нейтрализации- СЛАБЫЕ.
СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ:
-ИЗОЛИРОВАННЫЕ(Не соотносимы в экспонентах тех же морфем с сильными позициями)
-СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ(соотносимы по чередованием с сильными позициями)
Трубецкой(автор теории Пражского лингвистического кружжка.главная работа-основы фонологии.-первый выдвинул понятие нейтрализации; в позиции нейтрализации,по мнениею Трубецкого, выступает не фонема,а некая «архифонема»(он определял ее как совокупность дифференциальных признаков,общих для 2х нейтрализованных фонем)
Т.е.-главная идея Трубецкого-оппозиция.Все главное в языке выводитсяиз оппозиций. Разработал систему оппозиций(привативная-да/нет,черное/белое;градуальная оппозиция-хар-ка гласных по подъемы:высокий,средний,низкий.
СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ (ДЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА):
Сильные позиции по звонкости/глухости:
1)Перед гласным внутри слова (tom-dom)
2)перед сонантом внутри слова (otрыв-поdrыv)
3)перед «в»,»вь» внутри слова
Cлабые позвии по звонкости/глухости:
1)перед шумным(конец слова и на стыке слов)
2)конец слова перед паузой,перед гласным,сонантом,в-вь(гороt)
Сильные позиции по твердости/мягкости:
1)конец слова
2)перед гласными /a/,/o/,/и/,e(позиция перед е признается сильной только сторонниками Щербовской фонологии)
3)перед твердым согласным
4)перед мягким,негомоорганным переднеязычным согласным( в хо»дь»бе-оdбить)
Слабые позиции по тв/мг:
1)перед i внутри слова(пить)
2)перед ы внутри слова(быть)
3)перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным
Нейтрализация.
Позиция нейтрализ.-это позиция,в которой 2 фонемы противопоставленные по 1 признаку ,никогда не могут встр. Нейтрализация:«а»и«о» можно противоп.только под уд.
Позиция без уд.=поз.нейтрализации.
Разные школы о чередовании:
1)пруд-прут,вод-вот.Щерба:prut-prut,vot-vot.Живое черед.зв.и глух.согл.в слове,на конце одна и та же фонема.
2)Трубецкой:pruT-pruT,voT-voT(считал : т.к.все с слабой позиции=>архифонема,фонологически безразл.как противопоставлены «звонк.-глух.»
3)Реформатский:prut-prud(т.к.есть проверочн.сл.-как в грамматике),vod-vot/d(пров.сл.нет=>это гиперфонема, особая не подд.определению)
Фонологические школы:
Школа Трубецкого,шк Аванесова(теория сильных и слабых фонем),Щерба
- 6. Литературный язык. Становление норм литературного языка. «Базовый» диалект.
- 7. Понятие языкового знака: его свойства. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами.
- 8. Членение речевого высказывания и основные единицы языка и речи. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.
- Синтагматические и парадигматические отношения единиц языка
- 9. Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи и звуковых единиц языка. Фонология.
- Акустика звуков речи
- 11. Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.
- 15. Варьирование фонемы;дистрибуция фонем и их вариантов;ограничение сочетаемости фонем на синтагматической оси.
- 16. Понятие дп. Типы оппозиций.
- 18. Понятие чередований.Типы чередований.
- 22. Слово как единица языка.
- 24. Национальная самобытность лексических значений. Гипотеза лингвистической относительности.
- 25. . Системные связи между значениями слов. Гиперонимо-гипонимические группы. Антонимы. Синонимы. Паронимы.
- 28. Предметная отнесенность. Имена собственные и нарицательные; указательно-заместительные слова.
- 29. Мотивировка (внутренняя форма) слова; ее отличие от лексического значения. Забвение мотивировки (деэтимологизация), причины этого явления. Примысливание мотивировки – «народная этимология».
- 30. Фразеологические единицы, их типы. Источники фразеологии.
- 31. Предмет лексикографии и основные типы филологических словарей. Структура словарной статьи в словарях разных типов.
- 33. Грамматические категории. Типология грамматических категорий.
- 34. Основные грамматические категории глагола.
- 35. Основные грамматические категории имени.
- 36. Понятие морфемы. Вычленение морфемы. Сегментные и несегментные морфемы.
- 37. Корни и аффиксы. Функциональная классификация аффиксов.
- 38. Классификация аффиксов по их позиции относительно корня (префиксы, инфиксы, трансфиксы, постфиксы, циркумфиксы).
- 39. Нулевые морфемы и “морфемы-операции”.
- 40. Морфемы формообразующие и словообразующие; морфемы, выполняющие обе эти функции
- 42. Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).
- 44. Словообразовательная структура сокращенных и сложносокращенных слов. Формо- и словообразовательная структура аналитических образований.
- 45. Части речи как лексико-грамматические категории высшего порядка. Принципы их выделения.
- 46. Предмет синтаксиса. Предложение и словосочетание. Основные способы связи слов в составе словосочетания и предложения.
- 47. Синтаксические связи и функции. Морфологические способы их формального выражения.
- 48. Синтаксические связи и функции. Аранжировка и фразовая интонация как способы их формального выражения.
- 49. Синтаксические связи и функции. Их выражение с помощью синтаксических служебных слов и синтаксического основосложения.
- 50. Грамматическая структура глагольного предложения.
- 51. Актуальное членение предложения.
- 52. Понятие родства языков. Сравнительно-историческое языкознание.
- 53. Лингвистическая типология.
- 56. Исторические изменения в грамматическом строе языка.
- 58. Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения.
- Билет 59. Основные понятия, связанные с изучением фонографического (фонемографического) письма: алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.
- Билет 60. Письмо в его отношение к языку. Графема и ее варианты. Идеография и фонография.
- Билет 61. Типы письменных знаков: пиктограммы, иероглифы, силлабограммы, буквы, лигатуры.
- Билет 62.Трнскрипция и транслитерация. Научная и практическая транскрипция и транслитерация. Области их применения.