42. Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).
43. . Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).
Морфемы – строительный материал для более высокой единицы языка – слова.
По наличию\отсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные(изменяемые).
По словообразовательной структуре лова делятся на производные и непроизводные.
Формообразование.
Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за).
По составу может быть одноморфемным (вчера, здесь) и многоморфемным (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку);
Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» - лексема, словоформы – «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»…).
Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть – формообразующая (лексическая) основа (определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть – форматив (формант). Например, в словах стол, стола, столу, столы – формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-.
Набор формообразовательных формантов (формативов) – формообразовательная (словоизменительная) парадигма. Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (сравн. рОга)
Словообразование.
Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.
Внимание заострено на синхроническом аспекте!
Если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть – производящая словообразовательная основа и отличительная черта – словообразовательный форматив. Например, в прилагательном горох при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов», и набор окончаний этого прилагательного.
Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова.
Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый – скорость – скоростной – скоростник – всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем ее в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.
Типы основ:
1 – в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость «скор»)
2 – в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты – тыкать)
О смене парадигмы.
Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление описано Смирницким и называется морфологическая конверсия.
Например, английский master (хозяин, мастер) - to master (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ. А только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы the master, a master, master’s, masters, а у «to master (овладеть, справится)» - to master, I master, he masters, I’m mastering). В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю.
Конверсия также может быть и синтаксической, т.е. в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади» сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).
Про нулевые окончания, эмм, не совсем к месту – идет в список вопросов на консультации (ибо зачем они здесь??) Также полезно почитать в библии страницы 151-152 (в вопросе освещаемые там моменты не заявлены, но полезно бы их тоже знать) – словообразовательная структура сложных слов.
- 6. Литературный язык. Становление норм литературного языка. «Базовый» диалект.
- 7. Понятие языкового знака: его свойства. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами.
- 8. Членение речевого высказывания и основные единицы языка и речи. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.
- Синтагматические и парадигматические отношения единиц языка
- 9. Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи и звуковых единиц языка. Фонология.
- Акустика звуков речи
- 11. Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.
- 15. Варьирование фонемы;дистрибуция фонем и их вариантов;ограничение сочетаемости фонем на синтагматической оси.
- 16. Понятие дп. Типы оппозиций.
- 18. Понятие чередований.Типы чередований.
- 22. Слово как единица языка.
- 24. Национальная самобытность лексических значений. Гипотеза лингвистической относительности.
- 25. . Системные связи между значениями слов. Гиперонимо-гипонимические группы. Антонимы. Синонимы. Паронимы.
- 28. Предметная отнесенность. Имена собственные и нарицательные; указательно-заместительные слова.
- 29. Мотивировка (внутренняя форма) слова; ее отличие от лексического значения. Забвение мотивировки (деэтимологизация), причины этого явления. Примысливание мотивировки – «народная этимология».
- 30. Фразеологические единицы, их типы. Источники фразеологии.
- 31. Предмет лексикографии и основные типы филологических словарей. Структура словарной статьи в словарях разных типов.
- 33. Грамматические категории. Типология грамматических категорий.
- 34. Основные грамматические категории глагола.
- 35. Основные грамматические категории имени.
- 36. Понятие морфемы. Вычленение морфемы. Сегментные и несегментные морфемы.
- 37. Корни и аффиксы. Функциональная классификация аффиксов.
- 38. Классификация аффиксов по их позиции относительно корня (префиксы, инфиксы, трансфиксы, постфиксы, циркумфиксы).
- 39. Нулевые морфемы и “морфемы-операции”.
- 40. Морфемы формообразующие и словообразующие; морфемы, выполняющие обе эти функции
- 42. Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).
- 44. Словообразовательная структура сокращенных и сложносокращенных слов. Формо- и словообразовательная структура аналитических образований.
- 45. Части речи как лексико-грамматические категории высшего порядка. Принципы их выделения.
- 46. Предмет синтаксиса. Предложение и словосочетание. Основные способы связи слов в составе словосочетания и предложения.
- 47. Синтаксические связи и функции. Морфологические способы их формального выражения.
- 48. Синтаксические связи и функции. Аранжировка и фразовая интонация как способы их формального выражения.
- 49. Синтаксические связи и функции. Их выражение с помощью синтаксических служебных слов и синтаксического основосложения.
- 50. Грамматическая структура глагольного предложения.
- 51. Актуальное членение предложения.
- 52. Понятие родства языков. Сравнительно-историческое языкознание.
- 53. Лингвистическая типология.
- 56. Исторические изменения в грамматическом строе языка.
- 58. Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения.
- Билет 59. Основные понятия, связанные с изучением фонографического (фонемографического) письма: алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.
- Билет 60. Письмо в его отношение к языку. Графема и ее варианты. Идеография и фонография.
- Билет 61. Типы письменных знаков: пиктограммы, иероглифы, силлабограммы, буквы, лигатуры.
- Билет 62.Трнскрипция и транслитерация. Научная и практическая транскрипция и транслитерация. Области их применения.