logo
EKZAMYeN_-_Lapotko

15. Хрия.

В классической Р для ораторской прозы — в основном эпидейктических (показательных, произносимых по случаю) речей—и гомилетики (духовной ораторики) была разработана схема (воспринятая и рус.Р), к-я называется хрия. Хрия была приспособлена для педагог.целей: ее задача — обучить изобретению полного состава доводов и расположению их в наиболее целесообразном порядке. Хрии бывают двух видов - простые и искусственные, или обращенные. В «Общей Р» Кошанского хрия представлена след.образом:

Начало в простых рассуждениях бывает предложение, или вами данное или изобретенное. Оно распространяется приличным образом (периодом) и составляет одну часть.

Но если даются для рассуждения слова знаменитого писателя, тогда похвала писателю и изъяснение его слов составляет вторую часть, т.е.начало в таком случае состоит из двух частей. Середина простых рассуждений состоит в одной доказывающей и четырех объясняющих, к-е все вместе наз-ся распространением: а) причина составляет док-во, почему положение справедливо; б) противное показывает и отвергает мысли, не совместимые с предложением или причиною, и бывает двояким образом: - отвергается просто противное или — искусно делаются выражения и подробно каждое отвергается; в) подобие объясняет или предложение, или его причину известными сравнениями, уподоблениями.; г) пример приводит лица или происшествия, к-е служат доказательствами предложению или его причине; д) свид-во приводит слова Священного Писания или знаменитого писателя, к-е подтверждают его положение или причину.

3.Конец состоит из одной части, и эта часть есть заключение. В ней снова повторяется предложение с большею силою, с важнейшими убеждениями или выводится. Искусственное рассуждение бывает двух родов. 1. Рассуждение через предыдущее и последующее. В нем предшествует причина, а заключает предложение. 2. Рассуждение через положение и приложение. Оно начинается подобием, противным, примером или свидетельством и переходит к предложению, к-м заключается рассуждение.