11. Логическое доказательство и риторическая аргументация.
Риторическая аргументация — это высказывания оратора, к-е имеют цель подготовить аудиторию к признанию обоснованности, правильности, уместности этих высказываний и принятию его т.зр. Риторическую аргументацию не следует смешивать с научной (логическим доказательством). Их различие четко осознавалось уже в античной риторике. Аристотель говорил, что «док-во имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых положений (посылок) или их таких, знание о к-х берет свое начало от тех или иных первых и истинных положений». Такое умозаключение называется аналитическим. Др.тип умозаключений - диалектический. Диал.умозакл-е — это то, к-е строится из правдоподобных положений. «Правдоподобно то, что кажется правильным или большинству людей или мудрым - всем, или болыптнству из них, или самым известным и славным». В рез-те получается высказывание, выражающее мнение опредлица, к-е м.б.принято аудиторией как заслуживающее доверия. По Аристотелю, «риторич.док-во есть энтимема, некоторого рода силлогизм», часть к-го держится в уме (как общеизвестное), а часть выражается. Различие м/у формальным док-вом (знаки лишены неопределенности А=В, В=С, то А=С и никак не по-другому для разных людей; док-во ведется по опред.правилам., схемам, на искусств., формализованном яз.; аксиомы не подлежат обсуждению) и риторической аргументацией (неопред-сть знаков не исключена - совесть для разных людей осмысляется по-разному; «док-во» ведется на естест.яз.; принятие тезисов оратора аудиторией зависит от его авторитета). Волков определяет риторический аргумент как словесно выраженный ход мысли. Чтобы правильно построить аргумент, по Волкову, надо решить три задачи: найти идею, к-я рассм-ся кА истинная или общепринятая, сблизить с этой идеей положение, предложить основание такого сближения, расположив доводы в последовательном порядке и связав их с положение. В аргументации выделяют три части: топос, схема и редукция. Топос - общая идея, к к-й приводится положение и на основе к-й строится аргумент. Схема — состав, связь и последовательность положений и доводов аргумента. Редукция — сведение значений термов к значению топоса. Термы—те понятия, к-е входят в посылки и умозаключения. Развертывание аргумента (амплификация) может вестись по двум линиям: 1) увеличение состава доводов; 2) разработки вглубь одного довода. Доводы аргумента должны быть связаны по смыслу и быть совместимыми, т.е. не исключать др.др., вместе «работать» на построение правильной аргументации. Связь м/у доводами бывает логической (связь доводов определена), квазилогической (связь доводов определяется в процессе доказательства) и семантической (вывод не следует из посылок, может не вызвать желание присоединиться к мнению оратора). Основные формы л для ритор. аргум-ции —квазилог.и семант. Третья часть структуры аргумента — редукция. Редукция — сведение значений термов к значению топоса. Термы—те понятия, к-е входят в посылки и умозаключения. В контексте высказанного понятия, к-м оперирует оратор, изменяют свое содержание в соответствии с общим смыслом речи, т.е.редуцируются.(народы дикие любят независимоть, а народы мудрые любят порядок —независимость сводится к беспорядку).
- 1. Риторика как наука: определение, структура. Место риторики в кругу гуманитарных наук.
- 2. Истоки риторики, причины и условия ее возникновения.
- 9. Русская риторика 2й пол.18 века-1й пол 19 века. Причины и последствия утраты влияния риторики в России.
- 10. Риторический канон (краткая характеристика разделов).
- 11. Логическое доказательство и риторическая аргументация.
- 12. Типы аргументов.
- 13. Понятие «топос» в классической и современной риторике.
- 14. Композиционные части речи. Описание, повествование, рассуждение как части речей разных видов.
- 15. Хрия.
- 16. Классическая и современная классификация тропов и фигур.
- 17. Понятие о речевой структуре общества. Типы современной ораторской прозы.
- 18. Эпидейктические речи
- 20. Совещательные речи.
- 21. Новые виды риторической деятельности.Пиар. Реклама.
- 22. Гомилетика.
- 23. Этос, логос и пафос как качества оратора и свойства речи.
- 24. Типы аудитории.
- 25. Условия успешного ведения диалога.
- 26. Риторика и стилистика. Причины упадка риторики и упрочнения стилистики.
- 27. Становление стилистики как науки. Направление исследований в современной стилистике.
- 28. Стилистика «ресурсов». Понятие экспрессивности.
- 29. Стилистическое значение. Шкала стилистических смыслов.
- 30. Этапы развития стилистической системы русского языка.
- 31. Стилистические возможности языковых единиц разных уровней.
- 32. Понятие «стиль» в современной стилистике. Функциональный стиль.
- 35. Характеристика публицистического стиля.
- 36. Характеристика художественно-беллетристического стиля.
- 37. Характеристика разговорного стиля.
- 38. Стилистика худ.Рсчи : осн.Понятия.
- 39. Стилистика и культура речи. Аспекты исследований в области культуры речи.
- 40. Нормативный аспект к. Речи
- 41. Кодификация нормы, ее этапы я задачи.
- 42. Вариантность языковых единиц. Причины и результаты варьирования.
- 43.Характеристика некоторых акцентных вариантов соврем.Рус.Яз.
- 44. Характеристика некоторых орфоэпич. Вариантов соврем.Рус.Яз.
- 46. Характеристика некоторых синтаксических вариантов современного русского языка.
- 47. Типы текстовых ошибок.
- 48. Коммуникативный аспект культуры речи.
- 49. Этический аспект культуры речи.
- 50. Речевая культура общества и личности. Типы речевых культур.