logo
EKZAMYeN_-_Lapotko

27. Становление стилистики как науки. Направление исследований в современной стилистике.

Сам термин «стиль» появляется рано. Бюффон — «Стиль - это человек» 1753 г. Термин «стилистика» появляется в начале 19го века в связи с понятием индивидуальности творческой личности. Сама же наука стилистика появляется в начале 20го века. Ее возникновение как науки связано с именем швейцарского лингвиста Шарля Балли, в 1909 году выходит его трактат по французской стилистике, в котором целостно представлена структура стилистики как науки и ее содержание. В это время господствовала точка зрения, согласно которой стилистика всякого языка определяется индивидуальными вкусами писателей, то есть язык литературы и язык художественной литературы приравниваются. Шарль Балли не был согласен с этим, согласно ему, в языке существуют многочисленные ряды синонимических средств выражения. И один из членов этого ряда создает нейтральный фон, а остальные отличаются дополнительной, стилистической окраской. Слабый — хилый — хрупкий - чахлый—ломкий

В словах может быть собственно эмоциональная окраска, которая показывает, как мы воспринимаем то, о чем говорим (Лошадь — Кляча) и социальная окраска, которая дает представление о наиболее конкретном (типичном) употреблении слов. Предмет изучения в стилистике именно эти ряды, и оттенки смысла, которые в них содержатся, а так же возможности возбуждения эмоций, которые связаны с возбуждением эмоций.

В связи с этим Ш. Балли прелагает три аспекта стилистических исследований, по его мнению, должна существовать общая стилистика, предмет которой стилистические проблемы речевой деятельности вообще. Во-вторых, должна существовать частная стилистика (французского языка) и, в-третьих, это стилистика индивидуальная, которая должна изучать экспрессивные особенности речи индивида.

В России становление стилистики связано с именем В .В .Виноградова. Стилистика родилась из риторики, но параллельно из риторики возникало и литературоведение. И между Виноградовым и литературоведами была полемика, кто же наследует риторике. Именно в 20-30 годы Виноградов написал основные труды, в которых изложил основание новой науке: стилистике художественной речи. Но по-настоящему она стала развиваться в 80 годы.

Вопросы стилистики, конечно, обсуждались и в 30-40е годы, но дискуссия по проблемам стилистики состоялась в начала 50-х годов, ее итоги подвел В.В.Виноградов в статье, опубликованной в 1 номере Вопросов языкознания за 1955год. Здесь он наметил три круга стилистических исследований:

1. Стилистика языка как системы систем, или структурная стилистика -она изучает стилистически значимые средства различных уровней и их выразительные стилистические возможности.

2. Стилистика речи, которая базируется на стилистике языка и изучает закономерности употребления языковых единиц в разных сферах общественной практики, в текстах, речах, которые функционируют в текстах.

3. Стилистика художественной речи.

Далее стилистические исследования ведутся по этим направлениям. Стилистика становятся учебной дисциплины.

4. 50-60-гг. — практическая стилистика, дающая основы стилистических знаний, - прикладная, цель которой воспитание стилистической культуры. Стилистика становится учебной дисциплиной (выходят учебные пособия). В настоящее время стилистика понимается как раздел языкознания, который изучает выразительные средства и возможности языка, а так же закономерности функционирования языковых единиц в различных сферах человеческой деятельности и ситуациях общения.

В современной стилистике выделяются разные аспекты стилистических исследований.

1. Стилистика «ресурсов», она рассматривает стилистически окрашенные средства языка и их выразительные возможности. Это и есть стилистика языка, как у Виноградова.

2. Функциональная стилистика, она изучает специфику и стилевую системность функциональных стилей, показывает, как потенциальные стилистические возможности реализуются в текстах разной функциональной принадлежности в зависимости от целей и задач общения, характере содержания, сфере, которую эти тесты обслуживают.

3. Стилистика художественной речи, которая изучает индивидуальный стиль писателя или стиль произведения или целого направления.