48. Коммуникативный аспект культуры речи.
Вторым аспектом исследований является коммуникативный аспект.
К к. аспекту речи обратились в 70-е годы. Автор Головин Б.Н. (первый учебник по Культ, речи) предложил считать основным предметом культуры речи коммуникативные качества речи. Он основывался на высказываниях древних риторов о том, каковы качества хорошей речи. Он считал, что регуляторами хорошей речи является целесообразность использования языковых единиц и соблюдение нормы. Качества речи Головин рассматривание в нескольких планов:
1.С точки зрения соотношения Язык — Речь. С этим планом связана правильность речи (соблюдение норм) ее чистота (отсутствие чуждых лит. яз. слов и оборотов) и ее богатство.
2.Соотношение Речь — Мышление. Здесь речь должна быть точной (слова и сочетания слов должны быть соотнесены с содержанием и объемом выражаемых понятий), логичной (связи слов, предложений не противоречат законам логики).
3.Соотношение Речь — Сознание. Речь должна быть выразительной (т.е. воздействовать не только на ум, но и на эмоциональную сторону сознания), образной (чтобы воздействовать на эмоции), действенной (т.е. подчинять слушателя воле автора)
4.Соотношение Речь — Действительность. Речь д.б. точной и логичной. Связи слов и связи предложний не противоречат связи предметов в мире.
5.Соотношение Речь - Адресат. Речь д.б. доступной.
6.Соотношение Речь - Условия общения. Речь д.б. уместной, т.е. соответствовать условиям общения и коммуникации.
Когда начинает развиваться теория коммуникации, высказывается мысль, что культура речи как наука должна также учитывать коммуникативные законы и стремиться к тому чтобы воспитать у людей умение преодолевать коммуникативные барьеры. Учет коммуникативных законов при общении для говорящих не новость, но новым было включение этого аспекта в учение о Культуре речи. Многие из этих законов сформулированы в пословичном фонде р.я. Если рассмотреть их, можно разделить на:
1.Рассматриваются отношения людей в процессе диалога: по знанию речевого этикета (Лошадь узнают в узде, а человека в общении); запрещение грубой речи (Доброму слову и кошка рада); запрет на оскорбление словом.
2.Регламентируется порядок ведения диалога: слово должно предшествовать не словесному действию (Умный языком, а глупый руками); слушание должно предшествовать говорению (Пожуй прежде чем проглотить, послушай прежде чем говорить); значимое умолчание -это часть диалога (Молчание - тоже ответ).
Важно определить предмет речи. Дед про курицу, а бабка про утку. Важно так же избирать участника диалога.
3.Правила для говорящего: правило осторожности (Слово не воробей, вылетит не поймаешь); говорящий должен знать, что он говорит (Не говори всего что знаешь, но точно знай что говоришь); говорящий не д.б.многословным (Много баить не подобает. Веревка хороша длинная, а речь короткая); жесты и мимика д.б.уместны (Что словом не расскажешь, то словом не растычешь).
4.Правила для слушающих: слушающий должен видеть в речи разных лиц истинное и ложное (Сколько голов, столько и умов); отделять интересы говорящего и характер его речи и определить в чьих интересах говоримое (Лиса знает сто сказок и все про курицу); слуш. должен сохранять в секрете то, что должно быть сохранено (Кто передает тебе о других, тот передаст другим о тебе); ошибки в содержании речи; оценить отн-ние говорящего к тому, что он говорит.
В 80-е появились работы в которых были сформулированы коммуникативные законы. Стернин разделил их на три группы:
1.Нормативные, свойственны для культуры данного общества, они регламентируют общение и определяют как нужно вести себя в беседе. Сюда входит соблюдение норм в речевых актах. Сюда входит выбор тематики общения, нормы невербального поведения.
2.Законы речевого воздействия. Во взаимодействии людей важно достигнуть цели, но важно н поддержать или улучшить отношения с собеседником. Важно помнить, что со всеми людьми нужно поддерживать коммуникативное равновесие, т.е. отводить собеседнику роль, которая соответствует его статусу и представлениям о чувстве собственного достоинства. Из-за несоблюдения этих законов возникают трудности в общении.
3.Общие законы, которые не зависят от нац. традиции и от ситуации: закон зеркально развития коммуникации. Т.е. какой тип общения избран вами, такой же будет избран вашим собеседником; закон речевого поглощения эмоций. Переживание уходит с речью; закон самопорождения информации, возникновение слухов и сплетней; закон искажения информации. Потеря информации на каждом этапе ее передачи. В устной речи потери особенно велики.
- 1. Риторика как наука: определение, структура. Место риторики в кругу гуманитарных наук.
- 2. Истоки риторики, причины и условия ее возникновения.
- 9. Русская риторика 2й пол.18 века-1й пол 19 века. Причины и последствия утраты влияния риторики в России.
- 10. Риторический канон (краткая характеристика разделов).
- 11. Логическое доказательство и риторическая аргументация.
- 12. Типы аргументов.
- 13. Понятие «топос» в классической и современной риторике.
- 14. Композиционные части речи. Описание, повествование, рассуждение как части речей разных видов.
- 15. Хрия.
- 16. Классическая и современная классификация тропов и фигур.
- 17. Понятие о речевой структуре общества. Типы современной ораторской прозы.
- 18. Эпидейктические речи
- 20. Совещательные речи.
- 21. Новые виды риторической деятельности.Пиар. Реклама.
- 22. Гомилетика.
- 23. Этос, логос и пафос как качества оратора и свойства речи.
- 24. Типы аудитории.
- 25. Условия успешного ведения диалога.
- 26. Риторика и стилистика. Причины упадка риторики и упрочнения стилистики.
- 27. Становление стилистики как науки. Направление исследований в современной стилистике.
- 28. Стилистика «ресурсов». Понятие экспрессивности.
- 29. Стилистическое значение. Шкала стилистических смыслов.
- 30. Этапы развития стилистической системы русского языка.
- 31. Стилистические возможности языковых единиц разных уровней.
- 32. Понятие «стиль» в современной стилистике. Функциональный стиль.
- 35. Характеристика публицистического стиля.
- 36. Характеристика художественно-беллетристического стиля.
- 37. Характеристика разговорного стиля.
- 38. Стилистика худ.Рсчи : осн.Понятия.
- 39. Стилистика и культура речи. Аспекты исследований в области культуры речи.
- 40. Нормативный аспект к. Речи
- 41. Кодификация нормы, ее этапы я задачи.
- 42. Вариантность языковых единиц. Причины и результаты варьирования.
- 43.Характеристика некоторых акцентных вариантов соврем.Рус.Яз.
- 44. Характеристика некоторых орфоэпич. Вариантов соврем.Рус.Яз.
- 46. Характеристика некоторых синтаксических вариантов современного русского языка.
- 47. Типы текстовых ошибок.
- 48. Коммуникативный аспект культуры речи.
- 49. Этический аспект культуры речи.
- 50. Речевая культура общества и личности. Типы речевых культур.