logo
EKZAMYeN_-_Lapotko

48. Коммуникативный аспект культуры речи.

Вторым аспектом исследований является коммуникативный аспект.

К к. аспекту речи обратились в 70-е годы. Автор Головин Б.Н. (первый учебник по Культ, речи) предложил считать основным предметом культуры речи коммуникативные качества речи. Он основывался на высказываниях древних риторов о том, каковы качества хорошей речи. Он считал, что регуляторами хорошей речи является целесообразность использования языковых единиц и соблюдение нормы. Качества речи Головин рассматривание в нескольких планов:

1.С точки зрения соотношения Язык — Речь. С этим планом связана правильность речи (соблюдение норм) ее чистота (отсутствие чуждых лит. яз. слов и оборотов) и ее богатство.

2.Соотношение Речь — Мышление. Здесь речь должна быть точной (слова и сочетания слов должны быть соотнесены с содержанием и объемом выражаемых понятий), логичной (связи слов, предложений не противоречат законам логики).

3.Соотношение Речь — Сознание. Речь должна быть выразительной (т.е. воздействовать не только на ум, но и на эмоциональную сторону сознания), образной (чтобы воздействовать на эмоции), действенной (т.е. подчинять слушателя воле автора)

4.Соотношение Речь — Действительность. Речь д.б. точной и логичной. Связи слов и связи предложний не противоречат связи предметов в мире.

5.Соотношение Речь - Адресат. Речь д.б. доступной.

6.Соотношение Речь - Условия общения. Речь д.б. уместной, т.е. соответствовать условиям общения и коммуникации.

Когда начинает развиваться теория коммуникации, высказывается мысль, что культура речи как наука должна также учитывать коммуникативные законы и стремиться к тому чтобы воспитать у людей умение преодолевать коммуникативные барьеры. Учет коммуникативных законов при общении для говорящих не новость, но новым было включение этого аспекта в учение о Культуре речи. Многие из этих законов сформулированы в пословичном фонде р.я. Если рассмотреть их, можно разделить на:

1.Рассматриваются отношения людей в процессе диалога: по знанию речевого этикета (Лошадь узнают в узде, а человека в общении); запрещение грубой речи (Доброму слову и кошка рада); запрет на оскорбление словом.

2.Регламентируется порядок ведения диалога: слово должно предшествовать не словесному действию (Умный языком, а глупый руками); слушание должно предшествовать говорению (Пожуй прежде чем проглотить, послушай прежде чем говорить); значимое умолчание -это часть диалога (Молчание - тоже ответ).

Важно определить предмет речи. Дед про курицу, а бабка про утку. Важно так же избирать участника диалога.

3.Правила для говорящего: правило осторожности (Слово не воробей, вылетит не поймаешь); говорящий должен знать, что он говорит (Не говори всего что знаешь, но точно знай что говоришь); говорящий не д.б.многословным (Много баить не подобает. Веревка хороша длинная, а речь короткая); жесты и мимика д.б.уместны (Что словом не расскажешь, то словом не растычешь).

4.Правила для слушающих: слушающий должен видеть в речи разных лиц истинное и ложное (Сколько голов, столько и умов); отделять интересы говорящего и характер его речи и определить в чьих интересах говоримое (Лиса знает сто сказок и все про курицу); слуш. должен сохранять в секрете то, что должно быть сохранено (Кто передает тебе о других, тот передаст другим о тебе); ошибки в содержании речи; оценить отн-ние говорящего к тому, что он говорит.

В 80-е появились работы в которых были сформулированы коммуникативные законы. Стернин разделил их на три группы:

1.Нормативные, свойственны для культуры данного общества, они регламентируют общение и определяют как нужно вести себя в беседе. Сюда входит соблюдение норм в речевых актах. Сюда входит выбор тематики общения, нормы невербального поведения.

2.Законы речевого воздействия. Во взаимодействии людей важно достигнуть цели, но важно н поддержать или улучшить отношения с собеседником. Важно помнить, что со всеми людьми нужно поддерживать коммуникативное равновесие, т.е. отводить собеседнику роль, которая соответствует его статусу и представлениям о чувстве собственного достоинства. Из-за несоблюдения этих законов возникают трудности в общении.

3.Общие законы, которые не зависят от нац. традиции и от ситуации: закон зеркально развития коммуникации. Т.е. какой тип общения избран вами, такой же будет избран вашим собеседником; закон речевого поглощения эмоций. Переживание уходит с речью; закон самопорождения информации, возникновение слухов и сплетней; закон искажения информации. Потеря информации на каждом этапе ее передачи. В устной речи потери особенно велики.