30. Основные приемы поиска материала для публичного выступления
После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:
- официальные документы;
- научная, научно – популярная литература;
- справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библио – графические указатели;
- художественная литература;
- статьи из газет и журналов;
- передачи радио и телевидения;
- результаты социологических опросов;
- собственные знания и опыт;
- личные контакты, беседы, интервью;
- размышления и наблюдения.
Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучения отобранной литературе. Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранние. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. При подготовке к лекции докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Чтение – это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. При чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то материал в ней скорее всего устарел, поэтому следует ознакомиться с более современной литературой по интересующему вопросу.
На этом этапе подготовки наиболее эффективной и познавательной для автора может стать работа в библиотеке. Отсюда возникает необходимость умения пользоваться разными видами каталогов (алфавитным, систематическим и предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. На сегодняшний день все более распространяющаяся компьютерная сеть Интернет может стать хорошим подспорьем в поиске необходимого материала. Причем это может быть как непосредственно материал по заданной теме, так и информация о том, где вы можете найти ту или иную книгу.
- 1.Культура речи как учебная и научная дисциплина
- 2.Норма как центральное понятие культуры речи
- 3.Типы норм
- 4.Литературные и нелитературные варианты языка
- 5.Организация вербального взаимодействия
- 6.Эффективность речевой коммуникации
- 7.Доказательность и убедительность речи
- 8.Невербальные средства общения
- 9.Коммуникативные качества речи
- 10. Этические нормы речевой культуры(речевой этикет)
- 12. Происхождение русского языка. Становление русского национального языка
- 13.Русский национальный язык 18-19 веков
- 14. Русский язык советского периода
- 15. Русский язык конца 20 в – начала 21 в
- 16. Русский язык в современном мире
- 17. Функционально – смысловые типы речи
- 18. Общие признаки и языковые особенности научного функционального стиля
- 19.Специфика научно- популярных текстов
- 20. Сфера функционирования официально-делового стиля, его подстили и жанровое своеобразие
- 21. Языковые особенности официально деловых текстов
- 22.Приемы унификации языка служебных документов
- 23. Новые тенденции в практике русского делового письма
- 24. Особенности русской и зарубежной школ делового письма
- 25. Типы официально – деловых документов
- 26. Реклама в деловой речи. Особенности рекламных текстов
- 27. Общие признаки и языковые особенности публицистического стиля
- 28.Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория
- 29. Этапы подготовки публичного выступления подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи
- 30. Основные приемы поиска материала для публичного выступления
- 31.Способы словесного оформления публичного выступления
- 32.Разговорный стиль в системе функциональных разновидностей литературного языка
- 33. Художественный функциональный стиль
- 34.Новые слова и трудности их употребления
- 35.Новая фразеология и ее использование
- 36. Владение нормами правописания как один из критериев культуры речи. Положение о правописании в современных массовых изданиях