logo
экзамен русский язык

7.Доказательность и убедительность речи

Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания – теория аргументации.

Аргументация – это операция обоснования каких – либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально – психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта – логический и коммуникативный.

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис;

аргументы или основания, доводы; демонстрация, или форма, способ доказательства.

Различают доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.

Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.

Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов.

Начиная с античных времен, принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства.

В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение. Факт это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение сужде­ние, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, сте­пень осведомленности и мн. др. Мнения могут быть предвзя­тыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты явля­ются более надежными аргументами. К мнениям же необхо­димо относиться критически, учитывать исторические и со­циальные условия, которые оказали влияние на их формиро­вание.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологи­ческие доводы