logo
экзамен русский язык

5.Организация вербального взаимодействия

В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседники должны придерживаться определен­ных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила со­ставляют конвенциональную (условную, принятую) основу вер­бального взаимодействия.

Принцип предпочитаемой структу­рыхарактеризует особенности речевых фрагментов с под­тверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без про­медления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же форму­лируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой. Четыре кате­гории взаимодействия — Количества, Качества, Отношения и Способа.1. Категория Количества  связывается с тем количеством информации, которое требуется передать.2.К категории Качества  относится общий постулат «Старайся, чтобы высказывание было истинным», а также два более конкретных: - Не говори того, что ты считаешь ложным. - Не говори того, для чего у тебя нет достаточных осно­ваний.3. С категорией Отношения связан один-единственный постулат релевантности — Не отклоняйся от темы.4.А категория Способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат —Выражайся ясно и несколько частных:- Избегай непонятных выражении. - Избегай неоднозначности.- Будь краток (избегай ненужного многословия).- Будь организован.

Речевое общение обладает, хотя и в своеобразной форме, общими свойствами, которые характеризуют деятельность любого типа.

Конечно, участники речевого общения могут разными спо­собами обойти тот или иной постулат, нарушить его, откровен­но отказаться от его соблюдения и тем самым ввести собесед­ника в заблуждение.Принцип вежливости, представляющий собой сово­купность ряда максим. Кратко охарактеризуем их.

Максима такта. Это максима границ личной сферы.В идеале любой коммуникативный акт предусматривает опреде­ленную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.).2. Максима великодушия. Это максима не обременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клят­вой. Хороший коммуникативный акт не должен быть диском­фортным для участников общения.Максима одобрения. Это максима позитивности в оцен­ке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай дру­гих*). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодей­ствие, определяется не только позициями собеседников по от­ношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка  (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуника­тивной стратегии.Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертыва­ния коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя ре­шения более серьезной задачи, а именно — сохранения пред­мета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной кор­рекции коммуникативных тактик собеседников.Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного пред­метного разговора.  Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Максима доброжелательности дает осно­вание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуа­ции с намечающимся конфликтом.

 Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодек­са, представляющего собой «сложную систему принципов, ре­гулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуни­кативного акта и базирующихся на ряде категорий и критери­ев».

Базовые категории, формирующие коммуникативный ко­декс, — коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного ко­декса признаются критерий истинности (верность действитель­ности) и критерий искренности (верность себе).