logo
СЛЕНГ в прессе на примере журнала ХАКЕР_шишкин_

6. Стилистические особенности «Хакера»

Целевая аудитория журнала «Хакер» - это все те люди, у которых возникают проблемы в «общении с компьютером», а также для тех, у кого проблем не возникает, но кому угодно от души посмеяться над первыми. Само название определяет концепцию журнала – это журнал о компьютерах и всем, что с ними связано. (Кстати, в самом названии используется сленг). Создатели в принципе не отличаются от своих читателей, это видно еще с обложки, на которой написано «журнал от компьютерных хулиганов». Проанализировав 3 номера журнала (за 2001 год, за февраль 2002, за февраль 2003 годов) - за последние 3 года, я могу с полной уверенностью сказать, что вначале авторы старались быть максимально полезными не только для людей, помешанных на «железе», но и для остального разумного населения. С каждым годом это у них получалось все хуже и хуже. И теперь перед нами полностью специализированный компьютерный журнал. Отличается «Хакер» по своему стилю от таких серьезных изданий, как «PC Magazine» или «PC Weekly» за счет того, что авторы и, наверняка, первые почитатели данного журнала максимально используют молодежный вперемежку с компьютерным сленгом. А это так нравится молодежи, когда с ними говорят на равных, употребляя крепкие словечки.

Даниил Шаповалов, видимо, понял это раньше других, и, если остальные авторы в непринужденной форме делились своим жизненным и компьютерным опытом, то Данечка (как он сам себя называет) стал откровенным провокатором-агрессором, призывающим со страниц журнала к «грустным молодежным праздникам», состоящим из «бухла, курева, бутылочки, покера на раздевание», и где «в итоге раздеваются догола, и пытаются вдвоем (втроем) овладеть лесбиянкой». Причем, это только на «разугрев», а в своей жизни, как утверждает вышеозначенный кумир молодежи, увлекается зоофилией, что проявляется в привязанности к маленькому Ослику Феде. Автор циничен, саркастичен и неописуемо испорчен современной вседозволенностью, но нам ли его упрекать, ведь он с точностью рисует из номера в номер на последних страницах то, что все привыкли называть «Нашим Будущим». «Вот оно Ваше Будущее, - так и видится сквозь текст язвительная ухмылка Данечки. – Получите, распишитесь. «А я пойду, овладею собой на порносайте».

Но есть и положительные стороны в журнале. Конкретно, для меня «Хакер» составлял интерес в самом начале своего существования, когда его тираж составлял около 20000 экземпляров. Тогда можно было найти не только интересные статьи о том, где найти работу, как с толком провести каникулы или о том, как можно пошутить над друзьями, но и репортажи с самых разных, массовых, экстремальных мероприятий. Теперь «Хакер» - это полноцветный журнал, о котором грезит любой пацан, у которого дома стоит компьютер. Тираж его составляет 75000 экземпляров, периодичность выхода в свет – 1 раз в месяц. Хотелось бы отметить, что наравне с полной приближенностью к читателю, в журнале есть границы между жанрами: 2 года назад были выделены такие приоритеты – статьи занимали 88 полос, репортажи – 14, обзор – 5, реклама – 3, конкурс – 1, зарисовка – 1,; теперь у «Хакера» на главном месте обзор компьютерных новинок – 24 полосы, дальше статьи – 23 полосы, письма читателей, состоящие из вопросов – 9 полос, новости из мира компьютеров – 9 полос, Хумор – 2 (4). Хочу отметить, что журнал объединяет статьи, различающиеся как по жанровым, так и по стилевым признакам. Однако общая система экстралингвистических факторов, определяющих специфику языка средств массовой информации, позволяет говорить о существовании единого функционального стиля «Хакера».

Рассматривая стилевую сторону языка журнала как целостную совокупность стилистико-функциональных явлений, хотелось бы выделить единый стилистический конструктивный принцип журнала – диалектическое объединение ее ведущих признаков экспрессии и стандарта, понимаемых в широком смысле слова как оценочные и интеллектуализованные начала в противопоставлении друг другу. Указанные признаки соотносятся с взаимодействием двух ведущих функций журнала: информационной и воздействующей, которые неравномерно распределяются по журнальным материалам и находятся в соответствии с двойственной природой газеты, призванной как информировать, так и убеждать, воздействовать.

Исследование языковых средств журнала свидетельствует о четком размежевании информационных и развлекательных статей по реализации двух названных функций. Первые по характеру использования языковых средств приближаются к научно-деловому стилю, если можно так назвать компьютеризированный сленг:

«Некоторые ветки реестра считываются один раз при загрузке системы, поэтому не все изменения, сделанные твикером, работают сразу, иногда требуется перезагрузить систему. Твикер должен предназначаться именно для той ОС, которую ты собрался мучить. Реестр у разных ОС от М$ и похож по структуре, но далеко не идентичен!»;

«Однако за удовольствие надо платить. Все Годзиллы неповоротливы и требуют кучу ресурсов. Без двухпроцессорной тачки с гигабайтом оперативки и профессиональной видеокарты за пару килобаксов к Майке лучше не приближаться. Кроме того, это чудо кодерской мысли очень тяжело освоить и чаще всего оно того не стоит. Мауа рассчитана под большие студии, где каждый делает только свое дело, и под рукой постоянно находятся программер, сисадмин и консультант из A/W».

Развлекательные материалы имеют открыто оценочный, ярко публицистический характер и направлены на агитационное воздействие, по определенным параметрам сближаясь с художественной прозой:

«Долой дискриминацию всяких пушистых и не очень домашних животных! Раз существует бездна служб знакомств для двуногих представителей племени млеко- и яйки питающихся, значит должна быть аналогичная служба для собачек и кошечек. Она и есть! По вышеуказанному адресу. Так что теперь если твой четвероногий друг не ест, не спит, предпочитая тоскливо выть на Луну или настольную лампу, тут же отправляй его на этот сайт, и пускай он заполнит анкету. А мы их почитаем. Вот, например, цитирую реальное письмо оттуда: «Симпатичная сучка ищет нежного и внимательного кобелька. Цель знакомства – переписка». Интересно, что в данном случае подразумевается под перепиской? Вероятно нечто вроде этого: «Моя когтистая лапа медленно движется по твоей волосатой спинке прямо к холке, и я от возбуждения сейчас сгрызу хозяйский тапок»...

Информационный материал составляют обзоры и новости, в которых присутствие авторского «я» сведено к минимуму, т.е. нередко даже не указывается фамилия их создателя. Сюда можно отнести материалы, связанные с беспристрастной передачей разного рода событий в области новых компьютерных технологий, коротких информационных сообщений:

«В университете Пекина создан робот-андроид, выполняющий элементы традиционной оздоровительной гимнастики тайцзицюань. Ростом BHR-1 походит на среднестатистического китайца – 158 сантиметров при весе 76 килограммов. Робот имеет автономный источник питания и тридцатисантиметровыми шажками преодолевает за час более километра. Его чувствительные сенсоры реагируют на малейшие неровности поверхности. Это позволяет сохранять равновесие, даже взбираясь на гору. Железное тело BHR-1 содержит 32 сочленения, что делает движения робота точными и аккуратными. С должной пластикой он выполняет последовательность из 108 классических элементов гимнастики, что является выдающимся достижением. В совершенстве овладеть техникой тайцзицюань у китайца занимает полтора года».

В остальных статьях, факторы субъективной оценки оказывают решающее влияние на использование языковых средств, реализующих коммуникативные задачи убеждения, критического осмысления происходящих событий, т.е. в языке преломляется субъективное стремление коллектива авторов воздействовать на мировоззренческие позиции «широкого» читателя. Языковые средства приобретают здесь ярко выраженный экспрессивный характер, что особенно отражается на синтаксисе, который направлен на формирование речи расчлененной, с резко и ясно обозначенными акцентами:

«А еще, кроме всего прочего, в Майке довольно гнусный и медленный рендер»;

«Была поставлена следующая задача: написать программу, с помощью которой совершенно любой пользователь, даже самый тупой чайник, мог добыть халявного Инета без особых усилий»;

«Или ты сотрудник Управления Р, который выискивает способы отлова хацкеров, узнавая их методы. Важно то, как ты сам защитишься от злобных хацкеров, которые так и жаждут поиметь твой аккаунт в Инете. 1. Никогда никого не подпускай к своему компу! Это твой комп, и нечего там другим людям делать. Секьюрность прежде всего…»