logo
МОРФОЛОГИЯ / ГРАММАТИКА, 3 курс, зима, экзамен-ответы

42. Грамматическая категория числа как словоизменительная грамматическая категория

Число – грамматическая словоизменительная категория имён существительных, связанная с противопоставлением одного предмета неопределённому множеству таких же предметов. В этом заключается семантика числа, которую можно выразить так: «один предмет» - «больше одного предмета». Однако такая семантика присуща не всем существительным, а только тем, которые называют конкретные считаемые предметы. Такие существительные образуют корреляты (соотносительные пары) по числу.

Корреляты образуются с помощью окончания, которое и является морфологическим показателем числа. Например: гора – горы; город – города; стол – столы; море – моря. При этом в единственном числе окончание указывает также на род и падеж, во мн.числе – на падеж.

Как показывают примеры, в единственном числе возможны окончания А, Я; нулевое, О, Е; во множественном - А, Я; Ы, И; реже встречается окончание Е: крестьянин – крестьяне, горожанин – горожане. Окончание И, Ы во множественном числе встречается у существительных всех 3-х родов: м.р. - стол – столы, конь - кони; ж.р.: деревня – деревни, гора – горы; ср.р.: яблоко – яблоки, плечо – плечи. Окончание А, Я во множественном числе присуще только существительным мужского и среднего рода. Например: м.р. - город – города, адрес – адреса; ср.р. - поле – поля, облако – облака.

Окончание может быть как ударным, так и безударным. Ударение помогает различать омонимичные формы им., вин. пад.мн.числа и род.пад.ед.числа. Сравним: вытрите ноги (вин.пад.мн..числа) - ноги моей больше здесь не будет (род.пад.ед.числа); перепутаны адреса (им.пад.мн.числа) – на конверте нет адреса (род.пад.ед.числа).

При образовании коррелятов по числу, помимо окончания, может добавляться или изменяться суффикс. Например: слонёнок - слонята (суф. ЁНОК заменился на суф. АТ); звено – звенья (во мн.числе добавился суф. [j])

У некоторых слов корреляты по числу образуются супплетивно (происходит замена корня): человек – люди, ребёнок – дети.

Среди конкретных существительных не образуют коррелятов по числу существительные, называющие единственные в своём роде предметы. Они имеют только ед.число: солнце, луна.

Особо следует сказать о конкретных существительных, называющих предметы, состоящие из двух и более неделимых частей Такие существительные имеют форму только мн.числа, а корреляты по числу у них выражаются синтаксически – с помощью другого слово. Например: одни ножницы – несколько ножниц. К синтаксическому способу следует прибегать в сложных для младших школьников случаях определения числа. Нужно обращать внимание детей на окончание зависимого слова. Сравним: зелёная листва (ед.число) – новые ворота (мн.число).

Абстрактные, вещественные, собирательные существительные не образуют коррелятов по числу. Такие существительные могут иметь форму только одного числа, либо единственного, либо множественного. Сравним: абстрактные: беготня, темнота (ед.) – сумерки, потёмки (мн.); вещественные: лапша, молоко (ед.) – макароны, сливки (мн.); собирательные: молодёжь, листва, мебель (ед.) – деньги, ребята, девчата (мн.).

Существительные перечисленных разрядов могут приобретать форму другого числа, меняя при этом лексическое значение или стилистическую окраску. Например: Красота спасёт мир. (абстрактное существит. имеет только ед.число) – красоты природы (слово приобрело конкретное значение и форму мн.числа); Чай – полезный продукт (вещественное существительное, имеющее нейтральную стилистическую окраску, употребляется только в ед.числе ) – Люблю чаи гонять ( фразеологизм, в котором слово употреблено во мн.числе, имеет разговорную стилистическую окраску).

Число других изменяемых частей речи зависит от числа существительного, с которым они согласуются.