logo
МОРФОЛОГИЯ / ГРАММАТИКА, 3 курс, зима, экзамен-ответы

18. Лексико-грамматический разряд взаимодействует с грамматической категорией

На базе общности значений и морфологических свойств существительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды: 1) нарицательные и собственные; 2) личные и неличные; 3) одушевленные и неодушевленные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) вещественные; 6) собирательные.

Слова каждого лексико-грамматического разряда имеют свои общие черты.

Каждый разряд объединяет слова с определенной семантикой. Например, собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов (или лиц) как неделимое целое (белье, молодежь, мебель ит. п.); личные существительные — названия лиц — противопоставлены по своему значению всем неличным существительным (ср.: мать, сынок, строитель и картофель, школа, дубок и т. п.).

Слова каждого разряда обладают общими грамматическими признаками. Так, отвлеченные существительные имеют только формы единственного числа, в то время как большинство конкретных существительных изменяется по числам.

Лексико-грамматические разряды тесно связаны с грамматическими категориями и взаимодействуют с ними. Например, собирательные, вещественные, отвлеченные существительные выступают как слова, не изменяемые по числам, и существенно влияют на характер проявления грамматической категории числа; категория рода наполняется разным содержанием в личных и неличных, одушевленных и неод\ шевленных именах существительных.

Значения, на базе которых слова объединяются в лексико-грам матические разряды, не обязательно выражаются морфологическими средствами. Например, в одних собирательных существительных значение собирательности выражается при помощи словообразовательных суффиксов, в других отсутствуют внешние показатели (бакалея, сор и т. п.). Этим лексико-грамматические разряды отличаются от грамматических категорий, значения которых регулярно выражаются морфологическими средствами.

19. самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры

1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.

2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.

3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.

4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.

5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.

6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.

7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.

8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

20. критерии служебности частей речи, междометия

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

К служебным словам нельзя поставить вопрос.

Служебные слова не являются членами предложения.

Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

предлог (в, на, об, из, из-за);

союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если);

частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только).

Междометия занимают особое положение среди частей речи.

Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

21. принципы выделения частей речи: семантический морфологический

1.Семантический (общекатегориальное значение – предмет, признак, действие и т.п.).

2.Синтаксический (позиция в предложении, возможность сочетаемости слов данного класса со словами других классов).

Является ведущим в языках изолирующего типа. Обнаруживает большее, чем морфологический, сходство в реализации одной части речи в различных языках.

3.Морфологический (основные грамматические категории, особенности организации грамматических парадигм).

Наиболее значим для языков флективного типа.

4.Словообразовательный (общие принципы словопроизводства для данного класса).

Носит факультативных характер, значим только для синтетических языков.

Семантический принцип

Семантический принцип = общее грамматическое значение частей речи. Примеры:

Существительное—предметность(дом, космос, синева, белила, шахматистка). Глагол—действие, состояние (писать, умничать, страдать).

Значение частей речи объединяет все слова данной части речи, но не является суммой лексических значений. Например, слова стол, мужество, гроза, любовь, синева, соль, бег имеют разное лексическое значение, входят в разные тематические группы, называют предметы, явления, чувства, действия, вещества…

Лексическое значение отдельного слова (и сумма таких значений) не создают значения части речи, хотя и обусловливают его. Скажем, синева соотносится с прилагательным синий, а бег с бегать.

Значение части речи зависит от способа отражения действительности в языке. Синий (качество как признак предмета) Синева (Качество, как субстанция, как некое явление, которое способно характеризоваться своими признаками (солнечная синева, звездная синева).

Семантический принцип проявляется ярко при переходе одной части речи в другую, см. : существительное дома (нет дома) переходит в наречие, когда перестает обозначать предмет: сижу дома; прилагательное рабочий, если обозначает лицо, выступает как существительное – рабочие вышли на демонстрацию.

Итак, части речи выделяются по категориальному, классифицирующему значению, т.е. по общему значению слов каждой части речи. У существительных – значение предметности, у прилагательных – значение признака, у глагола –значение процесса, действия. Категориальное значение—обобщенное значение целой части речи, отвлеченное от индивидуального семантического признака слова.

Морфологический принцип

Части речи—не только лексические, но и грамматические, наиболее общие категории. Поэтому они имеют грамматическое значение и формы.

Морфологические признаки части речи – инвентарь ее словоформ, система морфологических категорий, разрядов и пр.

Морфологический принцип охватывает слова изменяемые (склоняемые, спрягаемые) и неизменяемые. Примеры:

Существительное – это часть речи, которая имеет грамматические категории рода, числа, падежа. А отдельное слово этого разряда относится к определенному роду, стоит в определенном падеже и числе, формально выраженных соответствующими окончаниями, суффиксами… Глагол – это часть речи, которая имеет категории лица, времени, вида, залога, наклонения, определяющие специфику его форм.

Часть речи отличается типами морфологических изменений. Например: существительные изменяются по падежам, числам; прилагательные изменяются по родам, падежам, числам; глаголы изменяются по лицам, числам, наклонениям и т.д.; наречия не изменяются. Категория одушевленности охватывает только существительные; категория лица охватывает местоимения, глаголы и т.п.

Как видим, некоторые категории распространяются на ряд частей речи. В то же время одна и та же категория, представленная в разных частях речи, не совпадает по функциям. К примеру, категория рода у существительных классифицирующая, у прилагательных—словоизменительная (= прилагательные не делятся на группы в зависимости от рода).

У разных частей речи категориальные признаки проявляются не в равной мере. Ведущим признаком может выступать то один, то другой. Лексические, семантические и другие факторы вносят ограничение в проявление категориальных свойств отдельных слов и их форм. Например, заимствование слов породило в русском языке несклоняемые существительные. Образование абстрактных, вещественных, собирательных существительных повлекло за собой частные словоизменительные особенности.

Морфологические признаки частей речи нельзя сводить к морфологическому характеру отдельного слова или к какому-то одному морфологическому признаку. Так, нельзя определить глагол как часть речи, которая характеризуется изменением по лицам. Ведь глаголы читал, писал не изменяются по лицам. Но все-таки это глаголы. По этим причинам морфологические признаки это –комплекс морфологических свойств, которыми объединяется класс слов.

Итак, морфологический принцип используется при классификации слов по частям речи. Его составные:

изменяемость (неизменяемость слов; типы особенности их изменений); набор грамматических категорий слов и их специфика.

Синтаксический принцип

Синтаксический принцип предлагает при определении частей речи исходить из того, что каждая часть речи характеризуется сочетаемостью в предложении с другими частями речи и употреблением в роли определенного члена предложения. Например, существительное сочетается со словами, которые могут его определять; исполняет роль подлежащего или дополнения. А прилагательное сочетается с существительным и выполняет роль определения, части сказуемого. Наречие сочетается с глаголом, прилагательным, исполняя роль обстоятельства.

Различные части речи обладают разными способами синтаксической связи с другими словами. “Так, никогда не сочетаются между собой причастие и прилагательное, прилагательное и глагол, предлог и прилагательное, предлог и наречие. Зато предлоги свободно сочетаются с существительными и отдельными разрядами местоимения, с числительными”.

22. два подхода к частеречному делению

Можно наметить, на наш взгляд, несколько основных подходов к выделению частей речи, которые, конечно, далеко не всегда содержатся в «чистом» виде в работах языковедов.

1. Семантический подход. Этот подход в большей степени проявляется в определениях частей речи, чем в реальном членении лексики (по крайней мере, в отношении европейских языков). Еще от античности идут представления о том, что имена обозначают предметы, глаголы обозначают действия, позднее стали говорить о том, что прилагательные обозначают качества (признаки). Иногда и в наши дни можно встретить формулировки, в соответствии с которыми значение предметности, процесса и пр. - «представляет собой обобщение лексических значений слов всей части речи» [3].

Однако такая точка зрения неоднократно подвергалась обоснованной критике. Несовпадение привычных для нас частей речи и семантических классов лексики особенно очевидно в отношении существительных, которые по лексическому значению могут не отличаться от слов других частей речи. Еще в 1838 г. К. С. Аксаков писал: «Один и тот же корень, одно и то же содержание слав может явиться или именем через форму слав-а, или глаголом через форму слав-ить»; цит. по [4]. Позднее на это указывали очень многие ученые, см., например [5-7; 8, с. 76; 9, с. 30]. Достаточно очевидно, что лексическое значение существительных с процессным или качественным значением в европейских языках [2], по меньшей мере, ближе к значению глаголов и/или прилагательных, чем к значению непосредственно предметных существительных тех же языков. Из этого не следует, что существительные в обычном понимании должны выделяться без всякой связи с семантикой, но эта связь сложнее (см. ниже).

Отсутствие прямой корреляции между частями речи и типами лексических значений отмечалось и в ряде других случаев. Отмечалась семантическая разнородность качественных и относительных прилагательных и отсутствие собственно качественного значения у последних [8, с. 71]; ср. также [12]. Весьма трудно и семантическое определение наречия; характерно, что в книге В. В. Виноградова наречие - единственная часть речи, в определении которой но говорится о семантике [13]. Наконец, различие состояний и качеств далеко но очевидно, что показывает сопоставление разных языков [3]; видимо, справедливо высказывание Дж. Лайонза: «Различие между "качеством" и "состоянием" (если оно вообще не иллюзорно) менее разительно, чем различие между "действием" и "состоянием"» [2, с. 343]. Ср., впрочем, иную точку зрения в [14].

Реально в описаниях европейских языков отнесение к той или иной части речи только на основе лексического значения производится лишь в периферийных случаях, ср. для русского языка отнесение в ряде работ слов типа первый к числительным или слов типа такой к местоимениям. Шире применяется этот принцип при описании языков иного строя, когда при отсутствии каких-либо иных критериев привычные части речи, например, прилагательные, выделяют «по семантике», а фактически по переводу на эталонный язык. Ср., например, историю выделения «прилагательных» в активных языках Америки [10, с. 103-105]. Иногда данный принцип принимается даже там, где он вступает в противоречие с другими, ср. высказывание о том, что в лезгинском языке «относительные прилагательные - это, как правило, имена существительные в форме родительного падежа» [15]. На современном уровне развития науки вряд ли нужно доказывать, насколько такой подход искажает реальные свойства языков.

Все сказанное не означает ни невозможности чисто семантической классификации лексики, ни отсутствия корреляции между частями речи и семантикой. Как раз в последние два десятилетия изучение лексической семантики развивается очень интенсивно, в том числе в нашей стране (работы Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, В. Г. Гака, Е. В. Падучевой, В. С. Храковского и др.). Эти исследования четко показывают, что семантические классы, иногда называемые «глубинными частями речи» (см., например [16]), - не то же самое, что части речи в обычном смысле. О корреляции между частями речи и семантикой мы будем говорить ниже, в связи с синтаксическим подходом.

2. Морфологический подход. Этот подход также ведет свое начало от античности: ср. классификацию Марка Теренция Варрона (I в. до н. э.), выделявшего слова, имеющие падежные формы, но не имеющие временных (имена), слова, имеющие временные формы, но не имеющие падежных (глаголы), слова, имеющие те и другие формы (причастия), и слова, не имеющие ни тех, ни других форм (наречия). Конкретные определения частей речи могут различаться, однако при морфологическом подходе части речи всегда выделяются в зависимости от особенностей словоизменения в широком смысле (грамматической аффиксации и внутренней флексии); к морфологическим критериям выделения частей речи могут быть отнесены и словообразовательные, чаще выступающие как дополнительные.

23. часть речи как лексико грамматический класс слов (виноградов фортунатов)

В работах представителей формального направления излагается учение о грамматических классах слов, которые выделяются по формальным показателям: слова, имеющие формы словоизменения (склоняемые, спрягаемые); слова, не имеющие форм словоизменения. Исходя из этого, Ф.Ф. Фортунатов вместо традиционного учения о частях речи рассматривает слова полные, частичные и междометия. Понятие полного слова он связывает с определением его как предмета мысли и с «присутствием в отдельных полных словах форм», что образует «формальные, или грамматические, классы отдельных полных слов»Фортунатов Ф.Ф. Избр. труды / Под ред. М.Н. Петерсона. М., 1956. Т. 1. С. 157.. К ним относятся 1) слова, имеющие формы словоизменения, например: а) спрягаемые слова - глаголы, б) склоняемые слова - существительные, в) склоняемые слова... с согласованием в роде - прилагательные и 2) слова, без форм словоизменения: наречия, инфинитив. Числительные и местоимения особых классов, по мнению Ф.Ф. Фортунатова, не составляют.

Слова частичные используются лишь «функционально», т.е. для обозначения чего-то в семантике полных слов, так как «значения частичных слов не существуют отдельно от значений полных слов». К ним относятся: а) соединительные слова - предлог, связка, союз; б) усилительные слова (типа то в сочетании я-то, даже, и); в) частичные слова, обозначающие отрицание или вопрос (не, ли); г) слова, обозначающие известное отношение говорящего к данному предложению (да, нет; конечно, мол)Фортунатов Ф.Ф. Избр. труды / Под ред. М.Н. Петерсона. М., 1956. Т. 1. С. 169-171.. Особый класс составляют междометия, которые «не выражают идей, но... выражают чувствования, испытываемые говорящими».

Сторонником этого направления был акад. А.А. Шахматов. В основу классификации частей речи он предлагал положить синтаксический принцип, т.е. учитывать прежде всего различие синтаксических функций, которые выполняют разные категории слов в структуре предложения. В связи с этим он выделял знаменательные части речи (существительное, прилагательное, глагол и наречие, но неместоименное и нечислительное), незнаменательные (числительное, местоимение, местоименное прилагательное, местоименное наречие), служебные (предлог, союз, связка, префикс, частица) и отдельно междометие. В качестве особой части речи А.А. Шахматов предлагал рассматривать причастие и деепричастие; 4) функционально-семантическое направление (основоположниками его являются академики Л.В. Щерба и В.В. Виноградов). Сторонники этого направления предложили классифицировать слова по совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков (В.В. Виноградов, например, к частям речи относил лишь те слова, которые являются членами предложения).

Все слова языка в соответствии с этой классификацией делятся на знаменательные (или собственно части речи: имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния) и служебные (или частицы речи: частицы, частицы-связки, предлоги, союзы); в особый структурно-семантический разряд выделялись междометия и модальные слова. Дискуссии о частях речи, принципах их классификации продолжаются до сих пор. Наибольшее признание получил так называемый «смешанный принцип» выделения частей речи, о котором в свое время говорил Г. Пауль: «Систему разграничения частей речи... определяют три аспекта: значение самого слова, его функция в составе предложения, его особенности в области флексии и словообразования».