logo
Kommunikatsia_maket

2.2. Определение культуры и типы культур

Количество определений культуры измеряется сегодня четырехзначными числами [Гуревич, 1996, с. 10]. Дать даже краткий обзор подходов к анализу стоящего за этим словом понятия не представляется возможным. Но практически во всех определениях подчеркивается семиотическая природа культуры, а также акцентируются такие ее свойства, как системность, целостность, комплексность, членимость на некоторые составляющие, наличие ценностнойдоминанты, нормативность (в особенности в моральной сфере), возможность множественных интерпретаций, способность к совершенствованию, творческий характер носителей соответствующей культуры и др. Рассмотрим некоторые определения культуры. Энциклопедический словарь «Культурология» определяеткультуру как характеристику или сторону бесконечно сложного фе­номена– общества в его взаимодействии с человеком и природой. Здесь же приводится сопоставление понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизация понимается как определенная ступень развития культуры. Словарь конкретизирует понятия «субкультура», «контркультура», «национальная культура». Субкультура – конкретная форма бытия общечеловеческой культуры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой. Контркультура – идейное течение и общественное движение «мятежных» социальных групп студентов, хиппи, альтернативных коммун, получившее наибольшее развитие в 60–70 гг. XX в., совокупность социально-культурных установок, ценностей, противостоящих современной культуре. Национальная куль­тура – разновидность субкультуры, совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого общества в той или иной стране. Французский лингвист Э. Бенвенист называет культурой «человеческую среду, все то, что помимо выполнения биологических функ­цийпридает человеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание» [Бенвенист, 1974, с. 30].

Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова под культуройпонимают совокупность проявлений деятельности человека в различных областях его жизни: исторической, индивидуальной, общественной, практической, эстетической, теоретической, мифической, религиозной и пр. [Гришаева, Цурикова, 2006, с. 17].

Подобное понимание культуры включает в себя буквально все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Благодаря существованию культуры возможно разделить всю внешнюю окружающую человека среду на естественную, т. е. природную, и на искусственную, т. е. собствен­но культурную. Первая существовала до человека, вторая создана им в ходе его целенаправленной деятельности. Первая постоянно и неуклонно видоизменяется под воздействием человека, вторая постоянно творится человеком.

Во всех дефинициях не оспариваются определенные качества культуры:

1) Культура – явление приобретенное.

2) Культура – групповой феномен.

3) Культура образует идентичность.

4) Культуры представляют собой открытые системы.

Следует отметить, что современное понимание культуры сви­детельствуето расширении содержания соответствующего понятия и предполагает наличие альтернатив, основывающихся напричастности/непричастности к определенному знанию, типу жизни, поведения, системе ценностей, религии и т. д. Одной из причин такого изменения содержания является дифференциация культуры, возможность ее поливариантной реализации, что, в свою очередь, обусловлено нарастающей культурной дифференциацией об­щества на разных этапах его развития. Причиной последнего являются автоматизация, индивидуализация образа жизни, систем ценностей, вкусов и др.

Развитие культуры имеет несколько стадий. В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

1) порождение культурных явлений;

2) превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты, правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов;

3) распространение культурных явлений;

4) функционирование культурных явлений;

5) изменчивость культурных явлений (развитие и модернизация культурных форм или, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня структурной и организационной сложности).

Всякий человек рождается в определенной культуре. В процессе социализации личность с ее индивидуальными свойствами превращается в представителя определенного социума. Результатом освоения отдельным индивидом той или иной культуры является его инкультурация и/или аккультурация. Инкультурация – это процесс освоения родной культуры, вхождения в родную культуру.Аккультурация– это процесс адаптации коммуниканта к новой культуре в результате контакта с ней.

Знания о культуре кодируются различными способами: вербальными и невербальными (акустическими, визуальными, мимическими, жестовыми, кинетическими, проксемическими и др.). К невербальным средствам трансляции культурно значимых сведений о мире относится также возможность передавать культурно значимые сведения костюмом, интерьером, прической, внешней формой и внутренней конфигурацией жилища и т. д.

Культура – это совокупность не только знаний о чем-либо, но и объективаций соответствующих компонентов и элементов культуры. Маркеры любой культуры также разнородны и могут быть объединены по кодам (вербальным и невербальным), по отношению к части культуры (материальной, духовной, интеракциональной), по характеру (маркеры внешней и внутренней культуры), по статусу (индивидуально-физиологические и социокультурные).

Культура выполняет несколько функций, главной из которых является функция быть хранительницей социального опыта той или иной лингвокультурной общности. Кроме этой, культура выполняет и другие, не менее важные, функции:

– сохранение социального опыта;

– развитие общества;

– трансляция программ поведения / общения / деятельности;

– предназначение задавать главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности.

Функциональными особенностями культуры как системы являются:

– динамичность;

– способность к самообновлению, порождению новых форм;

– способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бытия;

– способность к саморазвитию;

– стадийность в существовании любой культуры как системы, как комплекса.

Культуры не существуют изолированно друг от друга: результатом их взаимодействия становятся культурные новации, судьба которых в культуре-реципиенте может варьироваться от забвения вскоре после вхождения в культуру до полного приятия этой новации.