logo
Архив2 / курсовая docx525 / Kosheleva_N_S_Kursovaya_TO (2)

Глава 2 Методика обучения речевому этикету английского языка.

Развитие личности как отмечает Пассов должно протекать в двух взаимосвязных деятельностях: учеб­но-познавательной и общения. Слияния процессов общения—обучения ха­рактеризует современную педагогику. Педагогическая и социальная функции совмещаются в одном процессе. Все ближе становятся учебная деятельность и деятельность общения. [Пассов.1985]

Обучение языку как средству коммуникации предполагает, что обучаемый сможет выполнять те или иные роли в процессе реальной коммуникации. Общение превращается в личностно-мотивированный, творческий процесс, когда обучающийся не имитирует коммуникацию, владея определенными навыками, а совершает мотивированные речевые поступки. [Пассов.1985]

Речь в реальной жизни базируется на ситуациях. Часто студент владеет необходимыми навыками для устной коммуникации, и прекрасно справляется на занятиях с заданиями на коммуникацию, но оказывается совершенно беспомощным в ситуации реального общения.

На занятиях часто используется речевые ситуации, что, безусловно, очень важно. Речевые учебные ситуации побуждают студентов к общению и использованию при этом определенного языкового материала. Например, преподаватель создает речевую ситуацию знакомства, и студенты должны или представиться друг другу или представить себя преподавателю. Как и в любой другой ситуации для этого нужно использовать определенные языковые средства, например этикетные формулы.

Как отмечает Пассов Е.И. «Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. «[Пассов.1991-с.93]

Пассов дает нам такое определение ситуации «Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отлаженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность. «[Пассов.1991-с.96]

Преподавателям иностранных языков следует подбирать необходимые формулы этикета и планомерно тренировать на занятиях: благодарности, одобрения, комплименты, доброжелательность посредством интонации, мимики жестов.

Преподаватели должны подбирать подходящие этикетные формулы, в соответствии с созданной речевой ситуацией и тренировать их на каждом занятии.

Обучение речевому этикету следует проводить в несколько этапов:

 этап: введение на уроке этикетных фраз и реплик по теме.

 этап: выполнение заданий (упражнений) на усвоение и закрепление лексики.

 этап: употребление этикетных фраз и реплик в учебных (речевых) ситуациях.

V этап: контроль овладения формулами английского речевого этикета.

Формановская отмечает, что существует система правил для говорящего и слушающего в своей работе «Речевой этикет и культура общения». В данной работе мы остановимся на правилах ведения речи для говорящего. Автор выделяет девять правил:

  1. Уважительность, доброжелательность к адресату.

  2. Осуществляя доброжелательность, необходимо использовать уместную вежливость (то, что подойдет в обращении к знакомому товарищу, не подойдет в обращении к гражданину старшему и имеющим более высокий социальный статус).

  3. Не навязывать свое мнение и взгляды собеседнику, не ставить собственное «Я» на первое место.

  4. В центре внимания находиться слушающий, а не говорящий.

  5. Правильно подбирать темы для разговора, в соответствии с речевой ситуацией.

  6. Следить за логикой построения высказывания. Не противоречить самому себе.

  7. Помнить, что у слушающего ограниченный порог смыслового восприятия и концентрации внимания.

  8. Постоянно следить за отбором подходящих языковых средств, соответствующих ситуации общения. (официальность и неофициальность обстановки).

  9. Помнить, что слушатель не только слышит его, но и видит, а соответственно воспринимает не только вербально, но и невербальное. [Формановская.1989-с.19-23]