Глава 2 Методика обучения речевому этикету английского языка.
Развитие личности как отмечает Пассов должно протекать в двух взаимосвязных деятельностях: учебно-познавательной и общения. Слияния процессов общения—обучения характеризует современную педагогику. Педагогическая и социальная функции совмещаются в одном процессе. Все ближе становятся учебная деятельность и деятельность общения. [Пассов.1985]
Обучение языку как средству коммуникации предполагает, что обучаемый сможет выполнять те или иные роли в процессе реальной коммуникации. Общение превращается в личностно-мотивированный, творческий процесс, когда обучающийся не имитирует коммуникацию, владея определенными навыками, а совершает мотивированные речевые поступки. [Пассов.1985]
Речь в реальной жизни базируется на ситуациях. Часто студент владеет необходимыми навыками для устной коммуникации, и прекрасно справляется на занятиях с заданиями на коммуникацию, но оказывается совершенно беспомощным в ситуации реального общения.
На занятиях часто используется речевые ситуации, что, безусловно, очень важно. Речевые учебные ситуации побуждают студентов к общению и использованию при этом определенного языкового материала. Например, преподаватель создает речевую ситуацию знакомства, и студенты должны или представиться друг другу или представить себя преподавателю. Как и в любой другой ситуации для этого нужно использовать определенные языковые средства, например этикетные формулы.
Как отмечает Пассов Е.И. «Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. «[Пассов.1991-с.93]
Пассов дает нам такое определение ситуации «Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отлаженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность. «[Пассов.1991-с.96]
Преподавателям иностранных языков следует подбирать необходимые формулы этикета и планомерно тренировать на занятиях: благодарности, одобрения, комплименты, доброжелательность посредством интонации, мимики жестов.
Преподаватели должны подбирать подходящие этикетные формулы, в соответствии с созданной речевой ситуацией и тренировать их на каждом занятии.
Обучение речевому этикету следует проводить в несколько этапов:
этап: введение на уроке этикетных фраз и реплик по теме.
этап: выполнение заданий (упражнений) на усвоение и закрепление лексики.
этап: употребление этикетных фраз и реплик в учебных (речевых) ситуациях.
V этап: контроль овладения формулами английского речевого этикета.
Формановская отмечает, что существует система правил для говорящего и слушающего в своей работе «Речевой этикет и культура общения». В данной работе мы остановимся на правилах ведения речи для говорящего. Автор выделяет девять правил:
Уважительность, доброжелательность к адресату.
Осуществляя доброжелательность, необходимо использовать уместную вежливость (то, что подойдет в обращении к знакомому товарищу, не подойдет в обращении к гражданину старшему и имеющим более высокий социальный статус).
Не навязывать свое мнение и взгляды собеседнику, не ставить собственное «Я» на первое место.
В центре внимания находиться слушающий, а не говорящий.
Правильно подбирать темы для разговора, в соответствии с речевой ситуацией.
Следить за логикой построения высказывания. Не противоречить самому себе.
Помнить, что у слушающего ограниченный порог смыслового восприятия и концентрации внимания.
Постоянно следить за отбором подходящих языковых средств, соответствующих ситуации общения. (официальность и неофициальность обстановки).
Помнить, что слушатель не только слышит его, но и видит, а соответственно воспринимает не только вербально, но и невербальное. [Формановская.1989-с.19-23]
- Формирование готовности к использованию этикетных формул в устной коммуникации у студентов-лингвистов 3 курса
- На занятиях по дисциплине
- «Практика устной и письменной речи»
- Курсовая работа
- Оглавление
- Введение
- Глава 1 Формирование готовности к использованию этикетных формул в устной коммуникации
- 1.1 Понятие речевого этикета
- 1.2 Английский речевой этикет
- 1.3 Структура английского речевого этикета
- 1.3.1 Формы обращения в английском языке
- 1.4 Выявление условий сформированности готовности к использованию этикетных формул в устной коммуникации у студентов-лингвистов 3 курса на занятиях по дисциплине «пупр»
- Выводы по главе 1
- Глава 2 Методика обучения речевому этикету английского языка.
- 2.1 Система по применению этикетных фраз и реплик на уроках английского языка.
- Essential vocabulary”Politeness”
- 1.1Explain your behavior if your friend…
- Introducing oneself and introducing someone
- 2.2 Make the list of Polite Phrases in each category:
- Заключение
- Список литературы