logo
3867147_Kak_sdelat_polnuyy_stilisticheskiy_anal

Анализ стилистики

Арнольд

Итак, стилистика использует данные лексикологии, грамматики, фонетики, семасиологии, фразеологии и т.п. И главное что она делает, это анализирует их выразительный потенциал в контексте, т.е. исследует их стилистическую функцию.

Стиль, это не совокупность приёмов, а отражение в сообщении восприятия окружающей действительности, образного видения мира и образного мышления, неотделимого от эмоциональной оценки (42с.).

Для того чтобы анализировать стилистику текста, необходимо учитывать эмоциональные, экспрессивные (образные и усилительные) и оценочные коннотации (значения) языковых единиц.

В прагматическом аспекте, стиль используется для передачи читателю эмоций, оценок, отношений автора или героев к чему-либо, обстановки.

Характерологическая функция стиля позволяет обрисовать обстановку или героя глазами автора или другого героя.

Любая функция стиля может быть выражена синтаксически, лексически и другими средствами выразительности.

Стилистической функции свойственны некоторые важные особенности:

  1. Аккумуляция – один и тот же мотив, настроение или чувство передаются, если они имеют большое значение для целого, параллельно несколькими средствами. Это также называется выдвижением по типу конвергенции. И используется для усиления и направления внимания читателя.

  2. Включённость стилистической функции и в текстовую импликацию и в подтекст.

  3. Способность к иррадиации – т.е. длинное высказывание может содержать одно-два высоких слова и звучать возвышенно в целом (справедливо и со сниженной лексикой, только звучание текста становится вульгарным). Эта особенность связана также и с функциональными стилями (художественный, научный, публицистический..), которые не следует смешивать со стилистической функцией, которая есть в тексте, а не в языке.

Итак, для придания выразительности речи, используются разнообразные выразительные средства языка и стилистические приёмы, которые не всегда являются нормой языка.

Различают изобразительные средства языка (образное употребление слов, тропы, служат описанию, по большей части лексика) и выразительные средства (фигуры речи, не создают образов, а повышают выразительность речи и усиливают её эмоциональность, по большей части синтаксис). А также выделяют тематические стилистические средства. Тема – отражение в литературном произведении выбранного участка действительности (стр.46). Выбор темы обычно связан с художественной задачей, потому имеет стилистическую функцию, является средством воздействия на читателя и отражением миропонимания писателя. В зависимости от тем происходит деление на литературные направления и стили.

Выполняя стилистический анализ необходимо рассматривать любой элемент в микро и макро контексте, в своей конкретной функции, в связи с художественным целым. Должна быть показана связь формы и содержания в целостном тексте. Для этого необходимо изучать всё произведение в целом, либо отдельные законченные отрывки, чтобы охватить выраженные в них идеи, мысли, чувства.

Чтобы упростить стилистический анализ, лингвисты придумали принципы выдвижения (способы формальное организации текста, фокусирующие внимание читателя на определённых элементах сообщения и устанавливающие семантически релевантные отношения между элементами одного или разных уровней):

  1. Установка иерархии значений и элементов внутри текста – т.е. выдвигание на первый план наиболее значимых частей предложения.

  2. Обеспечение связанности и целостности текста, и одновременная сегментация текста для удобства чтения и восприятия, установка связей между частями текста и целым и частями.

  3. Защита сообщения от помех и искажений понимания, облегчение декодирования, упорядочивание информации.

  4. Образование эстетического контекста, выполнение смысловых функций, например, экспрессивности.

Экспрессивность – свойство текста или части текста, которое передаёт смысл увеличенной интенсивностью и имеет своим результатом эмоциональное или логическое усиление, которое может быть или не быть образным.

Конвергенция – схождение в одном месте пучка стилистических приёмов, участвующих в единой стилистической функции. Т.е. это скопление стилистических приёмов, которые находятся в разных отношениях друг с другом, но все используются на определённом отрезке текста с одной целью и создают собой уникальный стиль, выполняя при этом стилистическую функцию.

Сцепление – появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающие целостность тексту. Помогает раскрыть характер и суть единства формы и содержания в художественном произведении в целом.

Также в стилистике имеется такая теория, которая называется теория образов. Образ является основным средством художественного обобщения действительности, знаком объективного коррелята человеческих переживаний и особой формой общественного сознания. Функции художественного образа: познавательная, коммуникативная, эстетическая и воспитательная. Тропы являются частным случаем языкового воплощения образности. Яркий образ основан на использовании сходства между двумя далёкими друг от друга предметами. Термины метафора, образ, символ имеют много общего, но их нужно различать. Метафора это способ выражения образа. Также и метонимия и синекдоха и гипербола. Символ это особый вид образа. Он служит для выражения особо важных понятий и идей, либо ключевых тем произведения.