logo
Диплом

Заключение

Речевой этикет – это разветвленная языковая микросистема ситуативно обусловленных, тематически сопряженных, коммуникативно направленных единиц, взаимосвязанных и взаимозависимых в рамках диалогических единств (реплика-стимул и реплика-реакция) в момент реального функционирования в речи. Речевой этикет реализуется на различных языковых уровнях: лексическом и фразеологическом, грамматическом, стилистическом, интонационном, орфоэпическом, организационно-коммуникативном. Нормы речевого этикета по большей части являются универсальными, но также зависят от национальности, т.к. каждый язык обладает рядом особенностей, которые могут быть непонятны носителям других языков. Основными ценностями английской культуры чаще всего называют индивидуализм, рационализм, независимость, прагматизм, соревновательность, равенство, традиционализм, толерантность. Данные характеристики играют важную роль, т.к. отображаются в образе жизни, межличностных отношениях и поведении англичан. Отличительная черта национального английского мышления – отсутствие прямых суждений, непосредственного выражения своего мнения, позитивное мышление. Все это приводит к сдержанности речи англичан, к чему и должны стремиться люди, изучающие английский язык.

Проведённое исследование позволяет утверждать, что речевой этикет должен быть постоянным компонентом интеракции учителя и учеников, т.к. способствует установлению уважительных отношений. Наиболее часто используемыми средствами, с помощью которых высказывания становятся более вежливыми, являются вопросительные предложения, модальные глаголы, отрицательные предложения и обращения. Процентное соотношение в данном наблюдении вычислялось по формуле: количество предложений, содержащих языковое явление / количество предложений определенной группы (просьба, приказание, предложение и убеждение)*100.

Вопросительные предложения составляют 41% в группе просьба и 33% в группе предложение и убеждение, не содержатся в группе приказ. Предложения содержащие модальные глаголы составляют 18,4% в группе приказания, 12,8% в группе просьба и 29,8% в группе предложение и убеждение. Некоторую долю вежливости формулам речевого этикета придают обращения они составляют 11,7% от всей выборки. Значительный процент высказываний содержит повелительное наклонение 36,7% в группе приказания, 58,9% в группе просьба, 10,5% в группе предложение и убеждение.

Оттенок вежливости можно придать посредством отрицательных предложений, но в исследуемой выборке процент их употребления относительно небольшой – 20,4% в приказаниях и 12,3% в предложениях.

В устной речи существенным является использование правильной интонации, поскольку значительный процент исследуемых высказываний содержит повелительное наклонение. Благодаря интонации простая повелительная форма может звучать как вежливая просьба, а вежливое обращение превращается в резкое приказание.

Проведённое исследование позволяет утверждать, что наиболее употребительными элементами в просьбах, приказаниях и предложениях являются would like, (would) prefer, I want/ expect/ insist, would rather, would you like, please, will you, do you mind, let's, what if, how about, I suggest, it would be.

Таким образом, подводя итог проведённому исследованию, следует отметить, что речевой этикет англоязычного общества весьма своеобразен и требует тщательного изучения. Изучение школьниками речевого этикета является неотъемлемым компонентом успешного овладения иностранным языком. Поэтому каждому учителю английского языка нужно постоянно самосовершенствоваться и передавать накопленные знания своим ученикам.