logo
Диплом

2.1 Материал и методика исследования

Материалом для исследования послужили 145 фраз, которые выражают приказание, просьбу, предложения и убеждения, используемые на уроке английского языка в школе. Основой для составления выборки послужило пособие A Handbook of Classroom English [27, с. 14-23].

В этом пособии представлены языковые средства, необходимые преподавателю английского языка для работы с ученической аудиторией. Пособие предназначено в основном для двух групп читателей.

Это, прежде всего, студенты, получающие педагогическое образование. Систематически работая с материалом, предложенным в пособии, и применяя его в подготовке учебных планов и уроков, студенты приобретают широкий спектр аутентичных фраз, используемых в классе, которые будут полезны на протяжении их преподавательской карьеры.

Другая группа – это практикующие учителя, которые уже достигли определенного уровня компетенции, но испытывают трудности при использовании английского языка для управления учебным процессом.

Это пособие способствует тому, чтобы опытные учителя больше использовали на занятиях английский язык и расширяли область его применения, например, при управлении лабораторными работами на английском языке.

Несмотря на довольно высокие языковые требования, выпускники факультетов иностранных языков не подготовлены надлежащим образом к задаче управления классом. Как правило, учитель-стажёр приобретает очень ограниченный запас фраз, необходимых для управления учебной деятельностью.

Ситуации в классе схожи с реальной социальной средой, в которой язык используется в соответствии с коммуникативным потенциалом обучающихся в повседневной жизни. Большинство фраз, используемых в классе ситуативны, что позволяет учителю варьировать формы инструкций в рамках учебного процесса. Используя фразы в конкретных ситуациях, учитель дает ученикам ряд речевых образцов: ученик слышит новые слова в контексте и развивает важный навык языковой догадки при определении значений новых слов.

Ситуация в классе имеет огромный потенциал для успешного обучения языку. Управляя классом сознательно и гибко посредством иностранного языка, учитель делает огромный шаг на пути к устранению барьера между контролируемой ситуацией и интерактивным изучением языка.

Фразы, составляющие основу пособия, не распределены в зависимости от их пригодности на различных уровнях. Выбор, сделанный учителем, является личным решением, которое зависит от его методологических принципов и опыта.

Большинство фраз, представляющих собой инструкции, приведены, в основном, в императивной форме, хотя учителю рекомендуется использовать широкий спектр вариантов.

В книге содержатся комментарии и замечания, связанные с применением языка, грамматикой, лексикой и произношением. Перечислены также некоторые распространенные ошибки вместе с правильным вариантом. В качестве модели использован британский вариант стандартного английского языка.

В конце каждого блока предлагается ряд упражнений с ответами. Данные блоки подразделяются на следующие виды: 1) словарный запас и идиомы; 2) структура и грамматика; 3) активизация знаний материала раздела и 4) предложения по учебным темам.

Хотя десять разделов пособия являются единым целым, каждый из них может использоваться как отдельный модуль. Это позволяет учителю или практиканту выбрать необходимую последовательность, поэтому пособие может использоваться в качестве справочника, например, при подготовке планов уроков.

Оригинальная версия пособия была разработана для финских учителей-стажеров, и вполне возможно, что выбранные фразы отражают некоторые методологические принципы, на которых основано обучение в Финляндии.

Представляется наиболее интересным анализ формул речевого этикета, содержащихся в одном из разделов пособия – Getting Things Done in the Classroom (Работа в классе). Выборка состоит из четырех разновидностей формул: приказание, просьба, предложение и убеждение. Фразы, относящиеся в последним двум видам, объединены в одну группу. Общая выборка составляет 145 единиц речевого этикета (Приложение А ).

С целью определения лингвокультурологических особенностей фраз, отобранных из пособия A Handbook of English Classroom нами использовались методы лингвистического наблюдения, количественной обработки полученных данных и их лингвистической интерпретации.