logo search
Гоголева М

Тема 2. Методическое мастерство учителя профессионала на современном этапе обучения иностранному языку

Вопросы для обсуждения:

1. Личность учителя иностранного языка.

2. Уровни профессионализма учителя иностранного языка.

Задания:

Задание 1: Проверьте себя. Ответьте на вопросы опросника (Е.И. Пассов) и определите уровень своей методической грамотности. Во всех ли разделах вы можете считать себя сведущим? Не следует ли пополнить свои знания новыми данными, накопленными в последние годы?

1. Учитель иноязычной культуры.

- Какие черты свойственны учителю иноязычной культуры как личности? Как влияют эти черты на результаты его профессиональной деятельности? Что дает учителю знание педагогической этики?

- Что такое методическое мастерство? Каковы его уровни и их взаимодействие? Откуда берется методическое мастерство? Почему основой методического мастерства должна быть методическая культура? В чем значимость каждого из умений?

2. Иностранный язык как учебный предмет.

- Какую роль играет иностранный язык в жизни общества? Почему содержанием иноязычного образования должна явиться иноязычная культура? Что даст человеку реализация познавательного, развивающего, воспитательного и учебного аспектов иноязычной культуры?

- Каковы возможности иностранного языка как учебного предмета для развития личности? Что может внести овладение иноязычной культурой в нравственное, эстетическое, трудовое, интернациональное воспитание?

- Какую роль играет для экономики страны владение специалистами иностранным языком? Можно ли считать иностранный язык экономической категорией?

- Какую роль играет процесс овладения иноязычной культурой для становления личности, для духовной жизни человека?

3. Ученик как субъект учебной деятельности.

- Зачем учителю нужно знать каждого ученика как индивидуальность? Как и каким образом возможно собрать воедино и представить наглядно и удобно все сведения об учениках? Что такое методическая характеристика класса?

- Чем важны личностные свойства ученика? Как использовать знания об ученике как субъекте учебной деятельности? Что дает знание индивидных свойств ученика?

4. Процесс овладения иноязычной культурой.

- Что такое общение как цель учебной деятельности? Какова структура, содержание и формы общения? Как происходит общение?

- Какими средствами осуществляется общение? В чем специфика видов речевой деятельности как средств общения? Какую роль в общении играют невербальные средства?

- Как понимать коммуникативность как методологический принцип построения образовательного процесса? Каковы основные принципы коммуникативного обучения? В чем специфика их реализации при овладении иноязычной культурой?

- В чем специфика понимания языка как объекта усвоения с позиций коммуникативности?

- Каковы специфические черты урока иностранного языка и как это проявляется в обучении?

5. Обучение говорению как средству общения.

- Чем характеризуется говорение как вид речевой деятельности? Какие вы знаете механизмы говорения и его качества как процесса и как продукта? Как представляете себе структуру говорения?

- Знаете ли вы характеристику речевых навыков? Чем они отличаются от языковых навыков? Какие условия являются оптимальными для формирования навыков говорения?

- Что такое условно-речевые упражнения? В чем их назначение? Как организуется работа с ними?

- Знаете ли вы, что такое речевое умение? Какие условия наиболее подходящи для развития речевого умения?

- Чем характеризуется подлинное речевое упражнение? Как соотносится речевое упражнение и речевая ситуация? Что надо делать, чтобы правильно организовать выполнение речевых упражнений?

- Что такое произносительные навыки? Какие их виды вы знаете? Каковы стадии их формирования и адекватные им упражнения?

- Что такое лексические навыки? В чем функциональная сущность лексического навыка? Какова стратегия формирования лексических навыков? Каковы стадии формирования лексических навыков? Что такое функционально-смысловые таблицы и как их использовать?

- Что такое грамматические навыки? Каковы стадии их формирования? Можете ли вы назвать самые важные условия формирования грамматических навыков, обеспечивающие их гибкость? Какие подкрепления можно и нужно использовать в процессе формирования грамматических навыков? Как обеспечить сознательность этого процесса, не нарушая его функциональной направленности? Что такое учебное правило и каковы его черты? Что такое квантование правил? Почему необходима функциональная стратегия формирования грамматических навыков?

- Чем характеризуется монологическое высказывание? Какие упражнения наиболее адекватны обучению монологическому высказыванию? Какие виды высказываний вы знаете?

- Чем характеризуется диалогическая форма общения? Какие упражнения наиболее адекватны обучению данной форме общения? Какие типы диалогов вы знаете? Знаете ли вы, как организовать диалогическое общение учащихся? А групповое общение?

6. Обучение чтению как средству общения.

- Чем характеризуется чтение как вид речевой деятельности? Как происходит процесс чтения? В чем роль и где место чтения в общей системе обучения? Каковы виды и функции чтения в жизни человека?

- Можете ли вы перечислить механизмы чтения и определить роль каждого из них в становлении умения читать? Какие навыки лежат в основе умения читать? Чем отличаются навыки чтения от навыков говорения?

- Какие упражнения адекватны развитию тех или иных механизмов, тех или иных навыков чтения?

- Чем характеризуется обучение чтению на начальной ступени и на старшей ступени? Какая разница в используемых текстах и упражнениях?

7. Обучение аудированию как средству общения (здесь вы можете задать себе все те вопросы, которые касаются чтения).

8. Обучение письму как средству общения.

- Чем характеризуется письмо как вид речевой деятельности? Как письмо связано с говорением, чтением, и аудированием и что дает понимание этой связи?

- Каковы особенности письменной речи? Знаете ли вы упражнения для обучения письму? Что значит «специальные» и «неспециальные» упражнения?

9. Урок иностранного языка.

- Что такое логика урока? Как вы понимаете целенаправленность, динамичность, целостность, связность урока?

- Что можно считать структурной единицей урока?

- Какие типы и виды уроков иностранного языка вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

10. Планирование урока иностранного языка.

- Нужен ли план урока и зачем? Как соотносится план и творчество? Каковы основные предпосылки грамотного планирования?

- В чем суть тематического планирования? Знаете ли вы форму тематического плана и его составные части? Как соотносится тематический план с поурочным?

- Чем характерно планирование уроков для начальных ступеней обучения/ для старшей?

11. Технология уроков иностранного языка.

- Какие опоры вы знаете? В чем смысл использования опор? От чего зависит использование тех или иных опор?

- Какие режимы работы в классе вам известны? В чем преимущество того или иного режима? Как организовать работу в парах, в группах, в коллективе, индивидуальную работу?

- Знаете ли вы приемы исправления речевых ошибок?

- Знакома ли вам технология составления и использования методической характеристики класса?

- Как нужно начинать урок иностранного языка?

12. Педагогическое общение.

- Знаете ли вы, зачем необходимо педагогическое общение? Чувствуете ли вы разницу между общением ролевым и личностным?

- Что такое психологический климат коллектива и как его установить? Какую роль в этом играет поведение учителя, его личность, стиль его деятельности? Зависит ли характер педагогического общения от характера установок к упражнениям?

- Зависит ли характер педагогического общения от размещения собеседников? А от позы учителя?

13. Культура труда учителя.

- Знаете ли вы, какое значение для учителя имеет его голос? Можно ли использовать голос как инструмент обучения?

- Что такое психогигиена, аутогенная тренировка? Как их можно использовать в работе учителя? Какие еще вы знаете средства интенсификации учительской деятельности?

- Как следует одеваться учителю?

14. Контроль в обучении.

- Нужен ли контроль в обучении и каковы его функции? Какие виды контроля вы знаете? Обладает ли контроль воспитательным воздействием?

- Что следует подвергать контролю: знания или умения? Какие объекты контроля вы можете назвать?

- Каковы критерии выставления отметок в различных видах деятельности? Есть ли разница между отметкой и оценкой?

- Можете ли вы приемы контроля, адекватные коммуникативному обучению? Что предпочтительнее и почему: скрытый или открытый контроль?

- Как и в какой форме давать домашнее задание? Как проверять его? В каком месте урока, сколько времени на это отвести?

15. Технические средства обучения.

- Что могут ТСО? Какие виды ТСО вы можете назвать? В чем заключаются преимущества каждого из них?

- Где и когда используется звукозапись? Специфичны ли упражнения, используемые с ТСО? Знаете ли вы, как подготовить звукозапись?

- Что вносит в учебный процесс использование фильмов и диафильмов?

16. Внеклассная работа по иностранному языку.

- Какую помощь оказывает внеклассная работа в обучении иностранным языкам? Какие формы проведения внеклассной работы вы знаете?

- Какими умениями должен обладать учитель, чтобы уметь вести внеклассную работу?

- Как оформить кабинет иностранного языка?

17. Научно-исследовательская работа.

- Зачем учитель быть исследователем? Нужно ли для этого иметь способности и какие? Что такое познавательные умения?

- Как работать с методической литературой? Какая методическая литература издается у нас и за рубежом?

- Что такое научная проблема? Каковы цели научного исследования? Как сформулировать гипотезу?

- Какова структура научного исследования и особенности педагогического исследования?

- В чем заключается метод наблюдения? А метод анкетирования? Как провести лабораторный эксперимент, экспериментальное обучение, опытное обучение?

- Как обобщить передовой опыт? Как подготовить доклад на методическую тему?

- Как провести анализ любого вида урока?

18. История методики.

- Какие основные направления развития методики были за рубежом? Чем отличается прямой метод от грамматико-переводного, а структурный от аудиовизуального?

- Что характерно было для методики обучения иностранным языкам в России?

- Кого из ведущих методистов вы можете назвать? Чем характеризуются системы обучения М. Уэста и Г. Пальмера?

- Какие современные направления в обучении иностранным языкам у нас и за рубежом вам известны? В чем вы видите тенденции развития методики?

19. Основные проблемы методики как науки.

- Что такое методика: наука или искусство? Каковы основные методические категории? Какие уровни познания в методике вы знаете? В чем сущность взаимосвязи методики с другими науками?

- Как решается проблема отбора и организации речевого материала? Что характерно для функционального отбора и организации речевого материала?

- Какое значение имеет решение проблемы мотивации? Чем отличается мотивация от стимуляции? Что такое коммуникативная мотивация? Можете ли вы назвать факторы мотивации учения?

- Какие подходы к решению проблемы системы упражнений вы знаете? Что такое общая система, частная система, подсистема и комплекс упражнений? Как решается эта проблема в коммуникативном обучении?

- Что такое принцип обучения? Какие принципы нужны методике? Как соотносятся методические и дидактические принципы? Какие принципы лежат в основе коммуникативного обучения?

20. Нормативные документы и периодика по проблеме обучения иностранным языкам.

Задание 2. Ознакомьтесь с компонентами приема. Определите, к какому компоненту приема (способы, средства, условия) относятся следующие действия учителя:

- Учитель попросил перефразировать данные высказывания.

- При объяснении грамматики учитель использовал различные виды схем и таблиц.

- Задавая задание, учитель старался учитывать интересы учащихся.

- Учитель часто использовал технические средства обучения.

- работу в тройках учитель считал самым важным в организации общения.

- Любимым упражнением учителя был пересказ и прослушивание аутентичных текстов.

- Учитель предлагал учащимся составить тезисы прочитанного или будущего высказывания.

Задание 3. Существует три предрассудка относительно профессионального становления учителя, выражающихся в следующих высказываниях:

  1. Главное – знать язык, остальное приложится.

  2. Преподавание – искусство. Это не каждому дано.

  3. Все придет с опытом.

Как вы относитесь к подобным высказываниям? Найдите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Задание 4. Вернитесь к схеме генезиса профессионального мастерства и подумайте:

а) Что обозначают стрелки, связывающие отдельные части схемы, в том числе параллельные стрелки, проходящие через все уровни?

б) Что в уровне грамотности обеспечивает переход на должный уровень ремесла?

в) Какими должны быть знания, чтобы обеспечить переход на должный уровень ремесла?

г) Возможен ли переход на уровень ремесла, минуя уровень грамотности? При каком условии это возможно? Каков будет уровень ремесла и его качество?

д) При каком условии переход на уровень мастерства невозможен?

Задание 5. Учитель N:

  1. владеет глубокими профессиональными знаниями;

  2. владеет приемами работы;

  3. может найти способ решения проблемы в нетрадиционных условиях.

Можно ли считать, что он полностью владеет профессиональной культурой?

Задание № 6.

Продемонстрируйте на примерах инновационные процессы в области изучения иностранных языков, которые наблюдали в школе во время педагогической практики.

Продемонстрируйте свой собственный опыт использования инновационных подходов, принципов, приемов и методов и других методологических категорий во время педагогической практики.

Задание № 7.

Подготовьте групповой проект на тему «Методические умения учителя иностранного языка на этом этапе использования новейших педагогических технологий».

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой должна быть личность учителя иностранного языка?

2. Какие уровни профессионализма существуют?

3. Что такое прием обучения?

4. Какие компоненты приема вы знаете?

5. Какие два типа средств существуют?

6. Что понимают под внутренними и внешними условиями обучения?

7. От чего зависит процесс становления уровня мастерства учителя?

8. Что такое методическое мастерство учителя?

9. Как определены этапы профессионального развития учителя иностранного языка и моделей его подготовки в настоящее время?

10. Бим И.Л., Садомова Л.В. Педагогическая культура учителя и культура учения учащихся // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 6. – С. 2.

11. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. – 2011. - № 9. – С. 2.

Список литературы:

1. Пассов Е.И. и др. Мастерство и личность учителя: На примере преподавания иностранного языка. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 240 с.

2. Витлин Ж.Л. Развитие общей и профессиональной культуры учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1993. - № 6. – С. 50.

3. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1991. - № 1. – С. 17.

4. Камаева Т.П. Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1991. - № 4. – С. 21.

5. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка. – М.: Просвещение. 1992.

6. Цетлин В.С. Какими профессиональными качествами должен обладать учитель иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1996. - № 3.

7. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перер. и доб. – М. : Просвещение, 1990. – 141 с.

8. Соловова Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4. – С. 8-12.

9. Бим И.Л. Модернизация структуры содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 8. – С. 2-6.

10. Суходимцева А.П. К оценке профессиональной деятельности учителя немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 5. - С. 36.