logo search
Основные черты поэзии Высоцкого

2.1. Периодизация творчества

Высоцкий начал писать песни с 1960 года, на свои стихи. Первую свою известную песню «Татуировка» он написал в 1961 г. (в возрасте 23 года). Написал 647 песен, 101 песня из которых, - раритет. Тем самым, можно считать, что на магнитофоны широкой аудитории граждан записано приблизительно 546 песен. Примерно 190 песен звучат через средства массовой информации чаще других. Среди них примерно 30 песен, которые В.Высоцкий записал в сопровождении инструментального ансамбля. Всё остальное записано им самостоятельно: только акустическая семиструнная гитара и человеческий голос. [15]

Высоцковедение сообщает нам две важные цифры размеров песенного наследия В.Высоцкого: 647 песен – наследие в целом; 375 песен - 11 тематически сгруппированных песен. 

Тематически песни Высоцкого группируют таким образом: философских песен – 99, шуточных – 65, блатных – 42, под оркестр – 36, о войне – 30, о любви – 24, для фильма – 20, для сказки – 17, о горах и море – 16, про спорт – 14, о дружбе – 12.

Исследователь В. И. Жукова предлагает такую периодизацию творчества Высоцкого:

I период (1961-1963гг.), отдавая явное предпочтение блатной теме, поэт ищет разные стиховые формы ее воплощения. Уже на начальном этапе формируются характерные черты стихотворной техники Высоцкого: высокий процент полиметрии, обилие 3-сложников, неклассических форм, нетождественных строф, обращение к монориму, использование нетрадиционных типов графики.

Привлечение исторических стиховых контекстов демонстрирует, что уже в самом начале творческого пути поэт осваивает такие разные традиции, как низовой фольклор и высокая книжная поэзия. В первый период для Высоцкого более актуальна «некрасовская» 3-сложниковая традиция, менее ощутима - «пушкинская» ямбическая традиция, прослеживается влияние Маяковского (употребление вольного хорея, акцентного стиха, лесенки). Поэт во многом следует тенденциям современной поэзии (обилие неклассических форм, использование разлитой полиметрии, обращение к переходным метрическим формам).

II период (1964-1970гг.) характеризуется обогащением метрического репертуара, формированием семантических и жанрово-экспрессивных ореолов многих размеров (3-сложников, 5-стопного и вольного ямбов, 5-стопного хорея). Метрика и строфика в это время соотносятся по принципу компенсации: при разнообразном метрическом репертуаре (обилии полиметрии, неклассических форм, разностопных и вольных метров, переходных метрических форм) наблюдается склонность к использованию более простой строфики. Усложнение демонстрирует графика, поскольку развиваются нетрадиционные типы, хотя традиционная графика не сдает лидирующих позиций.

Контекстуальный анализ показывает, что в этот период для Высоцкого одинаково важны как классические традиции, так и тенденции современной поэзии. Возрастает актуальность традиции Маяковского: появляются сверхдлинные хореи, максимального показателя достигает лесенка. Влияние песенной поэзии проявляется в повышенном интересе к музыкальной «кусковой» полиметрии.

В III периоде (1971-1974гг.), с точки зрения метрики и графики, поэт во многом продолжает тенденции, намеченные в предыдущие годы, проявляя повышенный интерес к вольному ямбу, балладным 3-сложпикам, логаэдам, комбинированной графике и песенке. Данный период (в большей степени) является временем строфических экспериментов.

При подключении исторического контекста становится очевидно, что в третий период для Высоцкого важнее пушкинская традиция, в меньшей степени - некрасовская. Об учете традиции Маяковского говорит наличие сверхдлинных размеров и лесенки. Однако эти влияния преодолеваются усложнением строфики. Таким образом, в эти годы поэт в большей мере демонстрирует индивидуальность, чем в предыдущие периоды.

IV период (1975-1980 гг.) А.В.Кулагин называет временем синтеза достижений. Анализ стиховых форм позволяет увидеть в последнем периоде возвращение к начальным стиховым приемам (обращение к акцентному стиху, лидирующему в первом периоде среди неклассических форм; снижение переходных метрических форм; преобладание нетождественных строф; редкое обращение к лесенке), а также перекличку с другими периодами (рост хорея и использование дактиля, как во втором периоде; повышенный интерес к сложным строфам, монориму и комбинированной графике, как во втором и третьем периодах). Проведенное исследование также выявляет постоянные пристрастия поэта (преобладание полиметрии и ямбов; высокий процент нетождественных строф и нетрадиционной графики) и излюбленные приемы (монорим).