Вопрос 30. Литературные реминисценции: функции, разновидности. Концепция интертекстуальности.
Этим термином обозначаются присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим литературным фактам; отдельным произведениям или их группам, напоминания о них. Реминисценции, говоря иначе, — это образы литературы в литературе. Наиболее распространенная форма реминисценции — цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой. Реминисценции могут включаться в произведения сознательно и целеустремленно либо возникать независимо от воли автора, непроизвольно («литературное припоминание»).Реминисценции в виде цитат составляют существенную разновидность неавторского слова. Они знаменуют либо приятие и одобрение писателем его предшественника, следование ему, либо, напротив, спор с ним и пародирование ранее созданного текста. Вместе с тем сфера реминисценций значительно шире области цитирования как такового. Реминисценциями нередко становятся простые упоминания произведений и их создателей вкупе с их оценочными характеристиками. Реминисценциям как единичным звеньям словесно-художественных текстов одноприродны заимствование сюжетов, введение персонажей, ранее созданных произведений, подражания, а также вольные переводы иноязычных произведений, у истоков которых в русской классической поэзии — стихотворения и баллады В.А. Жуковского. Собственно литературным реминисценциям родственны и отсылки к созданиям иных видов искусства как реально существующим (величественный памятник готической архитектуры в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» или моцартовский «Реквием» в маленькой трагедии А.С. Пушкина), так и вымышленным писателем («Портрет» Н.В. Гоголя или «Доктор Фаустус» Т. Манна, пространно «рисующие» живописные и музыкальные творения). Художественные реминисценции широко бытуют в литературе XX в. О живописи немало говорится в «Итальянских стихах» А. Блока, музыкальные образы лежат в основе его цикла «Кармен»; вне настойчивых обращений к мотивам зодчества непредставимо творчество О.Э. Мандельштама: «Я с Музой зодчего беседую опять...» (из чернового варианта стихотворения «Адмиралтейство»)Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений. Они воплощают (реализуют) культурно-художественную и жанрово-стилистическую проблематику творчества писателей, их потребность в художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного. Выражая осмысление и оценку литературных фактов, реминисценции нередко оказываются неким подобием литературно-критических выступлений — своего рода критикой-эссеистикой, вторгшейся в мир собственно художественных текстов, что явственно в «Евгении Онегине» Пушкина (например, суждения об оде и элегии), «Бедных людях» Достоевского (где Макар Девушкин, по-видимому, выражая мнение писателя, восторженно отзывается о пушкинском «Станционном смотрителе» и весьма недоброжелательно — о гоголевской «Шинели»), в циклах стихов М.И. Цветаевой и Б.Л. Пастернака, посвященных Александру Блоку. Реминисценции глубоко значимы в художественной словесности разных стран и эпох. Так, в произведениях русской литературы (не только древней) но и Нового времени) нет числа прямым и косвенным отсылкам к каноническим христианским текстам. Обильны и весьма разнообразны обращения писателей к предшествующей художественной литературе. Нескончаемы отклики на «Божественную комедию» А. Данте, «Дон Кихота» Сервантеса, «Гамлета» Шекспира, на «Медного всадника» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, на творения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Реминисцентный пласт литературных произведений, при всей его огромной значимости, не нуждается в абсолютизации, в рассмотрении его как некоего непременного центра писательского творчества: поистине художественное произведение с необходимостью отмечено прямыми контактами не только с предшествующей литературой, но и с «внехудожественной» реальностью. Интертекстуальность - - одна из основных характеристик, определяющих текстуальную гетерогенность . Термин И. введен Ю. Кристевой под влиянием М. Бахтина который описывал литературный текст как полифоническую структуру. Буквально И. означает включение одного текста в другой . Для Кристевой текст представляет собой переплетение текстов и кодов, трансформацию других текстов. И. размывает границы текста, в результате чего текст лишается законченности, закрытости. Основным структурным принципом текста с точки зрения И. является его внутренняя неоднородность, открытость, множественность. И. не может быть сведена к вопросу о литературных влияниях. Текст не исчерпывается субъективным замыслом, исторической ситуацией, в которой он создавался, и даже читателями, а представляет собой процесс производства смыслов в развертывании и во взаимодействии разнородных семиотических пространств и структур, практику означивания в чистом становлении. Текст конституируется не тем, что традиционно называют "знаками" или "означающими", а "фабрикой" следов, сетью текстуальных референциалов, сетью социально детерминированных "интертекстуальных" связей. Текст производится из других текстов, по отношению к другим текстам. Причем, не только по отношению к прошлым текстам. "В явление , которое принято называть интертекстуальностью , следует включить тексты, возникающие позже произведения: источники текста существуют не только до текста, но и после него" (Барт). В этом смысле любой текст есть пространство пересечения других текстов, ассоциируемые комбинации которых создают дополнительный смысл. И. охватывает всю область культуры как семиотической системы. С точки зрения И. снимается оппозиция между текстом (объектом) и читателем (субъектом), между чтением и письмом.
- Введение в литературоведение.
- Вопрос 1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения. История происхождения науки «литературоведение».
- Вопрос 2.Лирические жанры: элегия, ода (краткая характеристика).
- Вопрос 3. Специфика гуманитарных наук. Литературоведение и другие гуманитарные дисциплины (история, лингвистика, эстетика и т.Д.)
- Вопрос 4. Эпические жанры: роман, рассказ, новелла, повесть (краткая характеристика).
- Вопрос 5. Категория стиля. Определение. Проблема поэтического языка в работах русских литературоведов.
- Вопрос 6. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма (краткая характеристика).
- Вопрос 7. Категории «образ», «символ», «миф», «аллегория» как различные способы художественного сообщения.
- Вопрос 8. Жанр литературный. Проблема определения категории жанра. Её историческая изменчивость.
- Вопрос 10. Лирический субъект: основные формы представления в лирическом произведении.
- Вопрос 11. Вопрос о сущности литературы: обоснование постановки и варианты ответа. Литература как искусство слова и ее отличие от других искусств.
- Вопрос 12. Лирика как литературный род : формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 13. Категория «эстетического»: основные особенности. Художественная и нехудожественная литература: основные отличия. Историческая подвижность границ художественной литературы.
- Вопрос 14. Эпос как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 15. Категория авторства. Способы авторского присутствия в тексте.
- Вопрос 16. Драма как литературный род: формально-содержательная характеристика.
- Вопрос 17. Основные подходы к рассмотрению формы и содержания в литературном произведении.
- Вопрос 20. Силлабо-тоника: основный стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий).
- Вопрос 22. Основные системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
- Вопрос 23. Заглавие, подзаголовок, дата и место написания произведения и их содержательно-композиционная роль.
- Вопрос 24. Стих и проза как способы организации художественной речи. Специфика и разграничение их современными литературоведами.
- Вопрос 26.Пародия как особый тип литературного произведения. Роль пародии в литературной эволюции в концепции ю.Тынянова. Пародийность и пародичность.
- Вопрос 27. Содержательный уровень произведения: тема, идея, проблема, мотив.
- Вопрос 30. Литературные реминисценции: функции, разновидности. Концепция интертекстуальности.
- Вопрос 31. Условность и жизнеподобие как два вектора построения художественного мира произведения.
- Вопрос 33. Гротеск и фантастическое в литературе.
- Вопрос 34. Заголовочный комплекс, его роль в композиции литературного произведения.
- Вопрос 35. Вещь в художественном мире литературного произведения.
- Вопрос 36. Механизмы изменения и развития литературы.
- Вопрос 37 Роль и функции пейзажа в литературном произведении.
- Вопрос 38. Маргинальные области литературы (массовая литературы, наивная литература и т.Д)
- Вопрос 39. Потрет в литературном произведении: роль в изображении персонажа, типы литературного портретирования.
- Вопрос 41 Время и пространство как формы существования художественного мира литературного произведения. Понятие «хронотоп» в работе м.Батина «Формы времени и хронотопа в романе».
- Вопрос 43. Пространство и время текста. Понятие «художественное пространство» у ю.М.Лотмана.
- Вопрос 44. Сюжет и фабула. Основные концепции сюжета.
- Вопрос 45. Повествование как композиционная форма организации прозаического высказывания: свойства, роль в структуре художественного целого. Нарратологические концепции повествования.
- Вопрос 46. Художественный конфликт как основа динамики содержания произведения, его роль в организации сюжета, построении системы персонажей, в организации смыслового уровня произведения.
- Вопрос 48. Описание: основные особенности, роль в литературном произведении.