logo search
EKZAMYeN_-_Lapotko

2. Истоки риторики, причины и условия ее возникновения.

Возн-ние Р отн-ся к 5 в.до н.э. Расцвет — 4 в.до н.э. Р возн.в Др.Греции. Навыки публ .диалога были в к-ре греков. Первоначально диалоги о сущем велись жрецами и сост.часть священнодействия. Греки сч., что тот, кто больше знает и покажет это, принесет благо своему роду. Состязались в знании свящ.начала. затем эти диалоги отделились от ритуала и выполн.роль праздничного развлечения; состязались в знаниях софисты (первонач.мудрецы). Это были первые люди, добыв.знания ради самих знаний. Происх.изм-ние в восприятии мира греками: из мифологич.оно стлогическим, первые софисты вышли на уровень общего. Происх.переход от мифа к логосу, сделавший возмож.развитие Р. 594 г.до н.э. - законы Солона, отменяет.родовые общест.отн-ния; утвержд.отн-ния, соот.новой гос.дейст-сти - отн-я граждан в греч.полисе, каждый гражданин обязан был участвовать в народ.собраниях, решал гос.вопросы; ст.необх.публичная речь. Каждый должен был уметь защитить себя в суде, участв.в праздничных собраниях. Появл.необх.каждому владеть публ.речью. Р софистов нравст-му м-то не придавала знач-е. она подверг, критике со ст-ны Сократа и Аристотеля. Сократ завл., что истина сущ. сам а по себе. Истинное мнение и есть. В диалоге надо постигать суть вещей, а не развлекаться. Сократ—основоположник диалектики, т.е.разговора, в к-м из противоп.мнений извлек.истина. В диалоге «Горгий» (имя софиста) речь идет о Р, но по существу - об этике жизни и этике речи. Для софистов в жизни важно удовольствие: Р понимается как ср-во достижения денег и власти. Для сторонников Сократа важнее постигнуть истину, оратор должен уметь признать ошибку, иметь твердые нравст.принципы. «Федр» - диалог, также назван по имени софиста. В ней излаг-ся точи зр.на речь, принадл .софистам и Сократу. На восприятие речи влияет состояние души адресата; Сократ призывает учитывать фактор адресата. «Эвтидем» - диалог, также назван по имени софиста, модель эврист.педагог.диалога, к-я работает в европ.к-ре по сей день. Сократ старается вести с мальчиком эффективный диалог, напр.на выяснение истины в противоборстве мнений. Такой диалог вызыв.удовольствие. Он предполагает заявление темы, постановку целей, эмоц.поощрение, помощь в поиске верного ответа. Этим диалоги Сократа отл.от диалогов софистов, к-е стремились только к игре. Морально-нравст.аспект Р предст. и в диалоге «Апология Сократа». В нем Платон расск.о том, чкак судили и приговорили Сократа. Сократ имел возможность трижды высказаться в суде: после обвинения, с предложением своего приговора и с просьбой о смягчении наказания. Расск.о деле своей жизни; не отступает от своего правила—жить по истине. Р. осознается Сократом как действие, реч.поступок, за к-й нужно отвечать, даже если цена предельно высока. Оратор — ч-к, ответственно действующий словом. Впоследствии Р утвержд.как инструмент организации общ.жизни. Р софистов сохранилась в игровом пространстве. Сократ открыл эпоху гражд.слова.

3. Два риторических идеала Древней Греции. Сущ-ло два идеала: софистич. и сократич. Они противопост.по ряду параметров: 1) отн-ние к истине: софисты - свободное, Сократ - оратор должен говорить правду («Подлинно прекрасная речь истинна»); 2) нравст.мотив и цель речи: у софистов цель -победить, у Сократа — речь д.б.подчинена долгу, а долг сост.в том, чтобы учитывать общее благо; 3) форма речи: у софистов - диалог, а по существу монолог, т.к.оппонент говорит только «да» или «нет», у Сократа - реальный диалог, тот, кто его начинает, должен вызвать у оппонента желание отвечать; 4) отн-ние к аудитории и оппоненту: у софистов - важно предст.себя в выгод.свете, собеседника в невыгодном, аудитория рассм.как безликая масса, пустота; у Сократа—демонстр.уважение к собеседнику, интерес к его мнению, важно складывание гармонизирующих отн-ний.

4. «Риторика» Аристотеля (краткая характеристика, содержание). Оценивая Р софистов, Аристотель отм., что говорится о речах судебных; осн.вним-е удел-сь движениям души, привод.в возбуждение слушателя. Аристотель сч.это лишь аксессуарами орат.ис-ва. Главное в речах, по его мнению, - не возбуждение эмоций, а док-ва, облад.признаками, св-ми орат.ис-ву. Философию, или же науку в целом, Аристотель делит на теорет. (метем., физика - знания ради знаний) и практ. (знания ради деят-сти — этика, политика); «знания ради творчества» (риторика, поэтика). Логика, по мнению А., - метод ко всему комплексу наук. По-новому опред.предмет и задачи Р. дело Р — не убеждать любыми способами, а находить сп-бы убеждения относительно каждого данного предмета; это и есть умение вести док-ва, необх., чтобы утвердить истину и справедливость. Способы убеждения, к-е отмеч.А.: -зависящие от хар-ра говорящего; - зависящие от настроения слушателя; - зависящие от самой речи. Последние закл.в действительном или кажущемся доказывании. Одни зависят от ком.акта. (Оратор —речь—Аудитория). Способы, назв. А-м, отраж.компоненты коммуник.акта, их место и роль в создании убедительности речи. Все способы убеждения А-ль делит на технич.и нетехнические (свидтьели, показания, письм.договор, показания, полученные под пыткой). Свидетели подразделялись на древних (свидетельство историков, поэтов, пословиц) и новых (занющих о событиях непосредственно) технические по Аристотелю, могут быть созданы с помощью метода нами самими, все ораторы или приводят для док-ва примеры, или строят энтимемы -особые силлогизмы с одной пропущенной посылкой или пропущенным заключением. Силлогизм - форма умозаключения с построением нового высказывания из двух (силлогизм: всякий порок заслуживает порицания. Скупость есть порок. Скупость заслуживает порицание. Энтимемы: всякий порок заслуживает порицание, скупость же есть порок. Скупость есть порок и по этому заслуживает порицание.). Энтименмы касаются того о чем мы говорим общими местами (топами). Топы - это посылки одинаково общие всем предметам. Посылки из которых строятся энтимемы — Результат мыслительной способности оратора по исследованию предмета речи. Из числа посылок одни имеют характер необходимости, другие - характер возможного случайного. Каждому предмету присущи универсалии и эти идеи восходят к категориям (Аристотель «Категории») — наиболее общим понятиям, отражающим сущность предметов закономерных связей, есть сущее, и есть присущее: количество, качество, место, отношение, время. К способам убеждения по мимо энтимем относятся и примеры. Они приводятся как аргументы (энтимемы), факты (примеры); примеры можно сочинять самим: притчи, басни. Как частный случай энтимем принято рассматривать изречения, т.е. утверждение с общим значением, принадлежащее философам, поэтам, выдающимся людям или входящие в пословичный фонд народа. Нужно знать конкретный пример, а они различны в речах. Различные речевые условия и цели оратора предпологают различные аудитории и условия произнесения речи. «Речь слагается изЗх элементов: из самого оратора; из предмета о котором он говорит; из лица к которому он обращен». Аристотель предполагает классификацию речей в основе которой род слушателей. Если — слушатель член народного собрания и ему предстоит выбирать вариант развития будущего, то эта речь - совещательная; если он член судилища, речь — судебная; если человек—участник собрания, речь — эпидейктическая. Аристотель посвящает большой раздел работы раскрытия понятий, благо, вред, справедливость, прекрасное. Оратор — нравственно хороший человек. Слушатель верит в оратора в силу Зх причин: разум, добродетель, благо расположения. Аристотель предлагает учение о страстях, которые владеют оратором и аудиторией (Страсть — это то под чьим влиянием человек меняет свое решение.). Центральные вопросы труда Аристотеля: способы докозателъства относительно каждого данного предмета; от куда берутся топосы; примеры; что нужно знать оратору. Аристотель рассматривает стиль — обладает надлежащими качествами если он полон чувствии (есть пафос), если он выражает характер оратора (этос), если он учит слушителей. Стиль обладает ритмом. Расположение частей речи: предисловие, изложение (рассказ), способы убеждения (док-во), заключение. «Риторика» Аристотеля

— полное изложение классической Р. позднее - переложение труда и отзыва на него. 2 в до н.э. — в Греции происходит упадок городских республик. Всвязи с этим меняется состав речей (остается только судебная и похвальная). Торжественные красноречия становятся ведущими.

5. Риторика Древнего Рима (Цицерон, Квинтилиан).

6. Становление и развитие духовной риторики.

7. Характеристика основных периодов истории русской риторики.

8. «Краткое руководство к красноречию» Ломоносова.

1747 появляется риторика Ломоносова; дальнейшее создается на её основе. Ломоносов планировал создать учение о красноречие в Зх частях: 1) риторика - общее ученее; 2) оратория

- наставление к составлению речей в прозе; 3) поэтика. Необычным в риторике Ломоносова, было отступление от риторического канона: отсутствует запоминание, канон включает 4 части. На втором—украшение, ранее бывшее на третьем. Это существенное изменение сущностное изменение. Для Ломоносова риторика - инструмент создания лит.яз. и совершенствование стиля; Наука о научении совершенной речи. Раздел «Изобретения» мысли: мысли находятся не только по топосам, но и поассоциациям с теми словами, которые включаются в название темы. Ломоносов рассматривает как распространить мысль как украсить её. Последнюю четверть 18 века - под влиянием риторики Ломоносова. «Детская риторика» Глинки 1787. «Риторика в пользу молодых девиц»; «Правило высшего красноречия» Сперанского 1793, где рассматривается прекрасное, высокое и их воплощение в речи.