logo search
методичка по риторике

Раздел I. Тема 4. Семинар 5 :«Этапы подготовки речи»

Формируемые компетенции:

1) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

2) способность ясно строить письменную и устную речь,

3) способность совершенствовать свою речь, используя фонационные упражнения.

    1. Риторическая разминка

1)Работа над фонационным дыханием (Упражнения «Свеча», «33 Егорки», «Ладошки»).

2) Знакомство с системой дыхательных упражнений А.С. Стрельниковой.

    1. Вопросы для обсуждения:

      • Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона.

      • Роль «изобретения» в риторическом каноне. Размножение идей. Виды смысловых моделей.

      • Принципы расположения содержания в описании, рассуждении, повествовании.

      • Риторические тропы, риторические фигуры, средства диалогизации речи.

    2. Практическое задание (работа в группах):

Составьте строгую классическую хрию, обязательно соблюдая все 8 этапов, по одному из предложенных ниже тезисов.

Афоризмы для составления текстов-рассуждений

1 .Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.(Василий Великий)

2.Молчание- золото.

3. Молчанием предается Бог.

4. Бессмертие есть цель человеческой жизни. (Н.Ф.Кошанский)

5. Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности и ищи в них наслаждения

6. В споре часто побеждают дерзость и красноречие, но не истина. (Менандр)

7. Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. (Н.М.Карамзин).

8. Закон – это немой судья, а судья – говорящий закон.

9. Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше.

10. Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал.

11.Стиль- это человек.

12. Чем эпоха интересней для историка, тем она для современника печальней.

13. Для того, чтобы творить справедливость, нужно знать очень немного, а для того же, чтобы на полном основании творить несправедливость, нужно основательно изучить право. ( Лихтенберг).

14. Война – это преступление, которое не искупается победой.

15. Высший суд – суд совести.

    1. Домашнее задание:

Подготовьте вопросы, связанные с особенностями подготовки судебной речи. Возьмите интервью у судебного оратора.