logo search
МОРФОЛОГИЯ / ГРАММАТИКА, 3 курс, зима, экзамен-ответы

43. Число как обязательный и регулярный элемент значения существительных

Понимание числа как категории либо словоизменительной, либо классифицирующей имеет важные следствия, во-первых, для понимания морфологической структуры существительных, а во-вторых, для определения числа согласовательных классов существительных.

Если число — словоизменительная категория у существительных, то морфемы, передающие его значение, следует считать окончаниями. Если же число — классифицирующая категория, то передающие его значение морфемы следует считать суффиксами. Однако в русском языке показатели числа одновременно являются и показателями падежа (считать эти же элементы показателями рода нет оснований, поскольку род выражается ими весьма непоследовательно). Совмещение в одном элементе структуры слова функций и окончания и суффикса, как известно, встречается в русском языке.

Словообразовательную и грамматическую информацию несут окончания, например, в лексемах шашлычная, заведующий, суточные. Строго говоря, такие явления должны изучаться и в словообразовании и в морфологии. Если применить эту мысль к показателям числа и падежа, то следует сделать вывод, что их падежная функция должна изучаться в морфологии, а числовая — в словообразовании.

Исходя из этого, в данном случае следовало бы не рассматривать вопросы, связанные с образованием форм множественного числа существительных, и перенести анализ их в словообразование. Однако, хотя морфологи и трактовали категорию числа у существительных по-разному, авторы работ по словообразованию стремились не касаться вопроса о категории числа, считая его сферой грамматики. Причем это положение нельзя объяснить субъективными желаниями ученых. Поскольку падеж и число неразрывно связаны в плане выражения, любое описание образования падежных форм есть описание и показателей того или иного числа. В то же время описание показателей числа, если оно дается не только для словарной формы (им. п. ед. ч.), есть уже описание падежных показателей. Поэтому вопрос о форме выражения числовых значений рассматривается вместе с вопросом о падежных формах.

Если представить себе, что формы единственного и множественного числа существительных — это разные лексемы, то система согласовательных классов будет выглядеть не так, как она представлена нами ранее. Лексемы мужского рода образуют в этом случае два класса — мужской одушевленный и неодушевленный, поскольку различия в выборе согласуемых форм у существительных мужского рода касаются и единственного числа. Единственное число женского и среднего рода существительных образуют два других согласовательных класса. Набор согласуемых форм для существительных парного рода совпадает с набором для существительных неодушевленных трех остальных родов во множественном числе (набор определяющих словоформ для сани совпадает с аналогичным набором для дома, стены, поля). Особый согласовательный класс составят одушевленные существительные множественного числа (наборы определяющих словоформ для слоны, козы, насекомые совпадают).

Тогда система согласовательных классов существительных будет выглядеть следующим образом: I — единственный мужской неодушевленный (стол); II — единственный мужской одушевленный (слон); III — единственный женский (стена, коза); IV — единственный средний (поле, насекомое); V — единственный и множественный парный (сани), множественный неодушевленный мужской (столы), множественный неодушевленный женский (стены), множественный неодушевленный средний (поля); VI — множественный одушевленный мужской (слоны), множественный одушевленный женский (козы), множественный одушевленный средний (насекомые).

44. квантитативная актуализация форм конкретных существительных

Конкретные существительные составляют основу имени существительного как части речи, к ним относятся:

1. Отдельные предметы неживой природы и живые существа — камень, туча, утёс, белка, тигр, друг, сестра.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана...

(М. Ю. Лермонтов)

2. Конкретные проявления действий, состояний и процессов — дуэль, удар, разговор, поединок, война.

Учтиво, с ясностью холодной

Звал друга Ленский на дуэль.

(А. С. Пушкин)

Грамматические особенности конкретных имён существительных

Изменяются по числам — имеют формы единственного и множественного числа: друг — друзья, берег — берега, поединок — поединки.

Подвергаются счёту, т. е. сочетаются с количественными числительными: один день, два месяца, три года, четыре мальчика.

Могут сочетаться со словами много/мало и имеют при этом форму множественного числа: много друзей, много гостей.

К конкретным существительным также причисляют:

1. Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (pluralia tantum).

Конкретные имена существительные

Pluralia tantum

Называют конкретные предметы - часы, сани

2. Единичные имена существительные (сингулятивы).

Обозначают один экземпляр, выделенный из ряда однородных предметов: крестьянин, студент, горошина, дробина, посудина, картофелина, градина, чесночи́на, штанина. Многие сингулятивы образуются от вещественных существительных с помощью особых словообразовательных суффиксов -ин-, -инк-: соломина, жемчужина, снежинка, песчинка.

Категория множественности представляет собой одну из реализаций значительно более широкой категории квантитативности, под которой следует понимать совокупность языковых средств, служащих выражению количественных значений. Квантитативная актуализация – одна из обязательных форм существования субстанции, и поэтому выражение количественных отношений в языке представляет собой универсалию.

Основным назначением категории числа имен существительных является количественная актуализация обозначаемого именем понятия. Как пишет С. Д. Кацнельсон, "грамматический процесс актуализации (или делимитации) имен имеет целью ограничение выражаемого именем виртуального понятия с помощью грамматических средств" (Кацнельсон, 28). Рассматривая квантитативную актуализацию как основную содержательную функцию категории числа, он же отмечает, что противоположение форм единственного и множественного числа служит целям первичной квантитативной актуализации понятия при использовании его в речевой коммуникации (Кацнельсон, 28-29). Безусловно, "сила" квантитативной актуализации проявляется в определенных контекстуально-ситуативных условиях, в функционировании данной формы в конкретном языке.

В языке есть категория числа. Т. е. у некоторых частей речи может быть форма ед. ч., мн. ч. Квантитативная актуализация этих форм -- использование той или иной формы числа в зависимости от количества в реальной ситуации, в контексте. Например, в русском языке существуют существительные, у которых есть как форма ед. ч., так и мн. ч. А есть существительные, у которых есть только форма ед. ч. или только форма мн. ч. Это может быть связано с понятием дискретности. Один раз, два раза, три раза -- есть форма ед. ч. и форма мн. ч. Электричество -- только форма ед. ч. Поэтому, когда речь идет о ситуации, которая имела место несколько раз, слово раз употребляется в форме мн. ч. (Мы были в Париже три раза), а когда речь идет о различных проявлениях электричества, используется форма ед. ч. (Во многих домах есть электричество). У объектов, которые дискретны по своей сути, но употребляются только в форме мн. ч. (ножницы) множественность выражается с помощью слов пара и т. п.

В предке русского языка помимо форм ед. и мн. ч. были формы двойственного числа и тройственного числа. Их след -- использование формы род. падежа ед. ч. в сочетании с числительными два, три, четыре.

Грамматическая форма числа существительных не всегда отражает реальное количество. Например, сущ. выборы может обозначать как одно событие, так и много. Поэтому можно сказать, что квантитативная актуализация форм числа данного существительного зависит от того, имеет ли это сущ. формы ед. и мн. ч.

(см. книгу Арапова)