3.Типы норм
Языковая норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств литературного языка.
Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Лексические нормы, т. е. правила применения слов в речи, требуют особого внимания. Слово должно использоваться в том значении ( в прямом или переносном ), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу.
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.
- 1.Культура речи как учебная и научная дисциплина
- 2.Норма как центральное понятие культуры речи
- 3.Типы норм
- 4.Литературные и нелитературные варианты языка
- 5.Организация вербального взаимодействия
- 6.Эффективность речевой коммуникации
- 7.Доказательность и убедительность речи
- 8.Невербальные средства общения
- 9.Коммуникативные качества речи
- 10. Этические нормы речевой культуры(речевой этикет)
- 12. Происхождение русского языка. Становление русского национального языка
- 13.Русский национальный язык 18-19 веков
- 14. Русский язык советского периода
- 15. Русский язык конца 20 в – начала 21 в
- 16. Русский язык в современном мире
- 17. Функционально – смысловые типы речи
- 18. Общие признаки и языковые особенности научного функционального стиля
- 19.Специфика научно- популярных текстов
- 20. Сфера функционирования официально-делового стиля, его подстили и жанровое своеобразие
- 21. Языковые особенности официально деловых текстов
- 22.Приемы унификации языка служебных документов
- 23. Новые тенденции в практике русского делового письма
- 24. Особенности русской и зарубежной школ делового письма
- 25. Типы официально – деловых документов
- 26. Реклама в деловой речи. Особенности рекламных текстов
- 27. Общие признаки и языковые особенности публицистического стиля
- 28.Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория
- 29. Этапы подготовки публичного выступления подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи
- 30. Основные приемы поиска материала для публичного выступления
- 31.Способы словесного оформления публичного выступления
- 32.Разговорный стиль в системе функциональных разновидностей литературного языка
- 33. Художественный функциональный стиль
- 34.Новые слова и трудности их употребления
- 35.Новая фразеология и ее использование
- 36. Владение нормами правописания как один из критериев культуры речи. Положение о правописании в современных массовых изданиях