logo search
EKZAMYeN_-_Lapotko

11. Логическое доказательство и риторическая аргументация.

Риторическая аргументация — это высказывания оратора, к-е имеют цель подготовить аудиторию к признанию обоснованности, правильности, уместности этих высказываний и принятию его т.зр. Риторическую аргументацию не следует смешивать с научной (логическим доказательством). Их различие четко осознавалось уже в античной риторике. Аристотель говорил, что «док-во имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых положений (посылок) или их таких, знание о к-х берет свое начало от тех или иных первых и истинных положений». Такое умозаключение называется аналитическим. Др.тип умозаключений - диалектический. Диал.умозакл-е — это то, к-е строится из правдоподобных положений. «Правдоподобно то, что кажется правильным или большинству людей или мудрым - всем, или болыптнству из них, или самым известным и славным». В рез-те получается высказывание, выражающее мнение опредлица, к-е м.б.принято аудиторией как заслуживающее доверия. По Аристотелю, «риторич.док-во есть энтимема, некоторого рода силлогизм», часть к-го держится в уме (как общеизвестное), а часть выражается. Различие м/у формальным док-вом (знаки лишены неопределенности А=В, В=С, то А=С и никак не по-другому для разных людей; док-во ведется по опред.правилам., схемам, на искусств., формализованном яз.; аксиомы не подлежат обсуждению) и риторической аргументацией (неопред-сть знаков не исключена - совесть для разных людей осмысляется по-разному; «док-во» ведется на естест.яз.; принятие тезисов оратора аудиторией зависит от его авторитета). Волков определяет риторический аргумент как словесно выраженный ход мысли. Чтобы правильно построить аргумент, по Волкову, надо решить три задачи: найти идею, к-я рассм-ся кА истинная или общепринятая, сблизить с этой идеей положение, предложить основание такого сближения, расположив доводы в последовательном порядке и связав их с положение. В аргументации выделяют три части: топос, схема и редукция. Топос - общая идея, к к-й приводится положение и на основе к-й строится аргумент. Схема — состав, связь и последовательность положений и доводов аргумента. Редукция — сведение значений термов к значению топоса. Термы—те понятия, к-е входят в посылки и умозаключения. Развертывание аргумента (амплификация) может вестись по двум линиям: 1) увеличение состава доводов; 2) разработки вглубь одного довода. Доводы аргумента должны быть связаны по смыслу и быть совместимыми, т.е. не исключать др.др., вместе «работать» на построение правильной аргументации. Связь м/у доводами бывает логической (связь доводов определена), квазилогической (связь доводов определяется в процессе доказательства) и семантической (вывод не следует из посылок, может не вызвать желание присоединиться к мнению оратора). Основные формы л для ритор. аргум-ции —квазилог.и семант. Третья часть структуры аргумента — редукция. Редукция — сведение значений термов к значению топоса. Термы—те понятия, к-е входят в посылки и умозаключения. В контексте высказанного понятия, к-м оперирует оратор, изменяют свое содержание в соответствии с общим смыслом речи, т.е.редуцируются.(народы дикие любят независимоть, а народы мудрые любят порядок —независимость сводится к беспорядку).