11. Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.
Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:
органы речи;
органы слуха;
органы зрения.
Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:
головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).
Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.
Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.
Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.
Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:
перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.
Органы речи (произносительный аппарат)
Русские и латинские названия органов речи и их производные
Язык Губы Зубы Альвеолы Твердое нёбо Мягкое нёбо Язычок Нос Зев Гортань | lingua labia dentes alveoli (желобки) palatum velum (парус) uvula (виноградинка) nasum pharynx larynx | лингвистический лабиальный, лабиализованный дентальный альвеолярный палатальный велярный увулярный назальный фарингальный ларингальный |
Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.
При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют.
При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются.
У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм).
Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.
Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.
Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.
Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:
в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
создает преграды при произнесении согласных.
Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.
Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.
А теперь немножечко из нашей Holy Bible ( Маслов, если кто не понял)
Каждый звук, произносимы нами в речи, есть не только физическое явление, но также и результат определенной работы человеческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.
Для того, чтобы человек произнес тот или иной языковой звук, необходимо следующее: а) опред. импульс, посылаемый из головного мозга (точнее из т.н. моторного центра речи – зон БрокААА).; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим эту команду; в) в б-ве случаев сложная работа дыхательного аппарата, а также диафрагмы и грудной клетки, т.к. без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными (всякие там губы, язык, гол.связки и тп.), и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесении соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.
Произносительные органы делят на активные (выполн. те или иные движения, необх. для произнесения звука) и пассивные (служат лишь «точкой опоры» для активного органа). Важнейшими активными органами являются язык, голосовые связки, губы и нёбная занавеска. Функции произносительных органов есть в вышеприведённой ссылке, а также в Холи Байбле, страницы 37-39.
К биологическому аспекту также относится изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называю позиционными и разделяют на комбинаторные (взаимод. между артикуляциями звуков, наход. в потоке речи в непосредственном и близком соседстве) и собственно [СОБСНА ХАХАХА] позиционные ( положение звука в безуд. слоге либо на конце слова).
1) среди комбинаторных изменений выделяются:
- аккомодация – изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. НАПРИМЕР: огубленность (дом), назализация (наш), i-образный призвук (сяду).
- ассимиляция\уподобление – артикуляция согласного влияет на артикуляцию последующего согласного или артикуляция гласного влияет на артикуляцию последующего гласного. Бывает:
* предвосхищающей. Классический пример (Маслов так сказал) : замена звонких согласных глухими ( лодочка – лодка [t] перед [k]) или наоборот ( к реке – к дому [g] перед [d]).
* инерционная ассимиляция – инерция неучастия голосовых связок (напр. инерция поднятого положения средней части спинки языка в момент произнесения последующего согласного : Ванькя). Помимо контактной асс., т.е. уподоблению звуку, находящемуся в непосредственном соседстве, встречается и дистантная, действующая «на расстоянии» ( в ряде финно-угорских и тюркских языках).
- диссимиляция\«расподобление». Дистантная д. – февраль вместо феврарь ( от лат. februarius). Контактная д. : леХко, мяХкий – д. двух смычных + ассимиляция по глухости ( [g] перед [k]); скучно, конечно (ШН). Отдельный случай д. – гаплология – устранение одного из идущих подряд одинаковых слогов (минералология --> минералогия).
2) к собственно-позиционным изменениям относятся :
* редукция – ослабление гласных в безударных слогах. Пример: м[Λ]лыш, м[á]л, м[ъ]лыши. Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безуд. слоге и даже всего слога, в частности: а) апОкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова: Петь вместо Петя, чтоб место чтобы; б) синкОпа – выпадение гласного или неск. гласных не на конце слова : Иваныч вместо Иванович.
* оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой : дуга – дуг [k], труба – труб [p]. Физиологическая причина – преждевременное возвращение голосовых связок в состояние покоя ещё до окончания произнесения слова. Иногда оглушение в русском языке проявляется и в отношении сонантов : вопль.
2) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ. Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи ( речеслуховой анализатор) – т.н. зону ВЕЕЕрнике.
13. ВАЖНЕЙШИЕ ТИПЫ КОМБИНАТОРНЫХ И ПОЗИЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ.
Изменения, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи:
1)комбинаторные(вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве)
2)собственно позиционные(связанные с положением звука в безуд. , слоге,либо в конце слова и тд)
I.КОМБИНАТОРНЫЕ:
-аккомодация(изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием сосед., согл)то есть-возникают между согласными и гласными,обычно стоящими рядом,и состоят в том,ч то экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего-это предвосхищающая аккомодация, или наоборот-рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего-инерционная.
-ассимиляция(артикуляция согласных влияет на артикуляцию согл ,либо артикул., гласных на артикул., гласный ,причем влияние направленно на сближение артикуляции, уподобление)
АССИМИЛЯЦИЯ
Тупые таблицы, задолбало!
Также АССИМИЛЯЦИЯ бывает:
-контактная(взаимодействуют соседние звуки)
-дистанционная(взаимодействуют звуки из соседних слогов, или вообще разделенные другими звуками, Реформацкий называют такую ассимиляцию дискантактной)это в тюркских и финно-угорских языках.
ДИССИМИЛЯЦИЯ-(расподобление звуков)возникает между звуками одного типа(одинаковыми или подобными-гласными или согласными)и основана на тенденции, противоположной ассимиляции; из 2х одинаковых или подобных звуков получается 2 различных или менее подобных звука.
Диссимиляции тоже бывают контактные/дистанционные, предвосхищающие/инерционные.
ДИСТАНЦИОННАЯ ДИССИМИЛЯЦИЯ- Дистанционной диссимиляцией 2х дрожащих вызвано, например, появление просторечной формы «колидор» вместо «коридор»
Типичны расподобления так назыв., «плавных» «р» и «л» когда из двух «р» одно превращается в «л»(коридор-колидор, секретарь-секлетарь) или одно из 2х «л» превращается в «р»(из истории рус лит яза-велблюд-верблюд)
!!!ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ диссимилятивного упрощения звуков представляет собой ГАПЛОГИЯ-как бы «упрощение речи»-при ней устраняется один из двух одинаково или близко звучащих слогов, например минералогия вместо минерало+логия
II.СОБСТВЕННО ПОЗИЦИОННЫЕ:
-редукция(ослабление) гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.Например-мал,малыш,малышы/mal/,/malыs/,/mъlыsы/.
a)апОкопа-отпадение конечного гласного или конечной части слова(Петь вместо Петя,чтоб вместо стобы)
b)СинкОпа-выпадение гласного или несколькиз звуков на конце слова(Иваныч вместо Иванович)
также редукция-это оглушение звонких согласных(дуга-дуг;duga-guk)
14. функциональный аспект изучения звуков речи и звуковых едениц языка;Понятие фонемы;Фонематические и нефонематические различия;Выделимость фонемы и ее функции;дифференциальные признаки фонем.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ(филологический)=собственно лингвистический АСПЕКТ-изучает функции звуков в языке,оперирует фонемами.
Значащие единицы языка(морфемы,слова и тд) материализуются именно в звуках;для языкознания именно эта, функциональная сторона самая важная.
ФОНЕМА-минимальная единица звукового строя языка.В русском приблизительно 40 фонем.
Другие определения фонемы-
Фонема-компонент морфемы;психический эквивалент звука;психически живая фонетическая единица.
По Щербе:ФОНЕМА-мельчайшая линейно-нечленимая единица звуковой стороны языка,обладающая потенциальной связью со значением,способная образовывать звуковые оболочки значимых единиц языка и их дифференцировать.
Функции фонемы:
-конститутивная-функция строительного материала в составе экспонентов морфем.
-дистинктивная(различительная)-функция различителя компонентов.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ(фонологически существенные)-например пары-(брат:брать;летА:летя;жест:жесть)-различие между непалатализованными и соотв., палатализованными согласными выступает как различие между фонемами.
НЕФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ(фонологически несущественные)-различие лабиализованного и соотв., нелабилизованного «ть»-«т» или «открытого» и «Закрытого» э.-всего лишь различие вариантов в рамках одной морфемы.
!!!ВАЖНЫ только определенные свойства по которым экспоненты противопоставлены друг другу.
ВЫДЕЛИМОСТЬ ФОНЕМ в речи опирается на структурно-функциональные признаки.
!Фонемы выделяются носителями языка прежде всего потому,что сущесвуют такие значащие единицы,экспоненты которых состоят(каждый( всего из 1 морфемы.
Существуют двоичные(бинарные)оппозиции фонем:
-палатализованные/непалатализ
-зв/глух
-носовой/неносовой
-cмычный/щелевой
Тернарные(троичные)
/b/:/d/:/g/(бам-дам-гам)-оппозиция по активному органу-губной-переднеязы-заднеязыч.
Во всех языках мира существует групповая оппозиция-гласный/согласный(а как же иероглифы и слоговые языки?)
ДП /b/ в рус язе-
Согл,губной,смычный,неносовой,шумн,зв,непалатализ.
Также оппозиции могут быть:
-пропорциональными
(отношение между ее членами пропорционально отношению между членами других или другой оппозиции в рамках данного языка.)
-изолированными(там где пропорции нет оппозиция называется изолированной)
Также оппозиции могут быть:
-чистые(простые)-члены различаются по какому то 1 признаку)
-смешанные(сложные)противопоставленные фонемы отличаются по нескольким ДП)
NB!ФОНЕМА-кратчайшая звуковая ед., языка ,способная быть в нем единственным внешним различителем компонентов морфем и слов.
- 6. Литературный язык. Становление норм литературного языка. «Базовый» диалект.
- 7. Понятие языкового знака: его свойства. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами.
- 8. Членение речевого высказывания и основные единицы языка и речи. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.
- Синтагматические и парадигматические отношения единиц языка
- 9. Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи и звуковых единиц языка. Фонология.
- Акустика звуков речи
- 11. Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.
- 15. Варьирование фонемы;дистрибуция фонем и их вариантов;ограничение сочетаемости фонем на синтагматической оси.
- 16. Понятие дп. Типы оппозиций.
- 18. Понятие чередований.Типы чередований.
- 22. Слово как единица языка.
- 24. Национальная самобытность лексических значений. Гипотеза лингвистической относительности.
- 25. . Системные связи между значениями слов. Гиперонимо-гипонимические группы. Антонимы. Синонимы. Паронимы.
- 28. Предметная отнесенность. Имена собственные и нарицательные; указательно-заместительные слова.
- 29. Мотивировка (внутренняя форма) слова; ее отличие от лексического значения. Забвение мотивировки (деэтимологизация), причины этого явления. Примысливание мотивировки – «народная этимология».
- 30. Фразеологические единицы, их типы. Источники фразеологии.
- 31. Предмет лексикографии и основные типы филологических словарей. Структура словарной статьи в словарях разных типов.
- 33. Грамматические категории. Типология грамматических категорий.
- 34. Основные грамматические категории глагола.
- 35. Основные грамматические категории имени.
- 36. Понятие морфемы. Вычленение морфемы. Сегментные и несегментные морфемы.
- 37. Корни и аффиксы. Функциональная классификация аффиксов.
- 38. Классификация аффиксов по их позиции относительно корня (префиксы, инфиксы, трансфиксы, постфиксы, циркумфиксы).
- 39. Нулевые морфемы и “морфемы-операции”.
- 40. Морфемы формообразующие и словообразующие; морфемы, выполняющие обе эти функции
- 42. Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).
- 44. Словообразовательная структура сокращенных и сложносокращенных слов. Формо- и словообразовательная структура аналитических образований.
- 45. Части речи как лексико-грамматические категории высшего порядка. Принципы их выделения.
- 46. Предмет синтаксиса. Предложение и словосочетание. Основные способы связи слов в составе словосочетания и предложения.
- 47. Синтаксические связи и функции. Морфологические способы их формального выражения.
- 48. Синтаксические связи и функции. Аранжировка и фразовая интонация как способы их формального выражения.
- 49. Синтаксические связи и функции. Их выражение с помощью синтаксических служебных слов и синтаксического основосложения.
- 50. Грамматическая структура глагольного предложения.
- 51. Актуальное членение предложения.
- 52. Понятие родства языков. Сравнительно-историческое языкознание.
- 53. Лингвистическая типология.
- 56. Исторические изменения в грамматическом строе языка.
- 58. Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения.
- Билет 59. Основные понятия, связанные с изучением фонографического (фонемографического) письма: алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.
- Билет 60. Письмо в его отношение к языку. Графема и ее варианты. Идеография и фонография.
- Билет 61. Типы письменных знаков: пиктограммы, иероглифы, силлабограммы, буквы, лигатуры.
- Билет 62.Трнскрипция и транслитерация. Научная и практическая транскрипция и транслитерация. Области их применения.